Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ, каждый работодатель обязан произвести аттестацию своих рабочих мест.

Но в чем заключается необходимость проведения данной процедуры? Какое наказание за отказ от нее грозит и что предоставляет организации регулярное выполнение аттестации?

Мы исследуем процедуру аттестации рабочих мест и выясним, где получить эту услугу.

Аттестация рабочих мест: требования по СОУТ

Каждый работодатель обязан осуществлять специальную оценку условий труда для своих сотрудников, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Это означает, что необходимо проводить мониторинг условий труда, находящихся в соответствии с нормами и избегать возникновения ситуаций, которые могут нанести ущерб здоровью или жизни работников. Работодатель должен также следить за состоянием производства, оценивать уровень угроз, которые могут быть связаны с различными производственными факторами, и принимать меры для минимизации этих факторов. Этот комплекс мер называется аттестацией рабочих мест.

Сегодня в законодательстве также можно встретить и термин «специальная оценка условий труда» (СОУТ), который используется в качестве альтернативы аттестации рабочих мест. Однако термин СОУТ еще не стал наиболее распространенным в практическом применении. В связи с этим, мы будем использовать сочетание «аттестация рабочих мест» в данной статье для удобства чтения читателей.

Если в компании совершаются изменения, включая ввод новых рабочих мест и оборудования или изменение технологических процессов на производстве, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если есть действующая декларация соответствия.

В случае выявления нарушений трудового законодательства во время федерального надзора, работодатель также может получить предписание провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Проведение аттестации рабочих мест не только помогает предотвратить нарушения работодателя и избежать штрафов, но также может повлиять на экономию при страховых взносах. Компании, которые выбирают проведение специальной оценки условий труда, могут получить скидку до 40% на тарифы обязательного социального страхования. Добровольная аттестация рабочих мест также выгодна для бизнеса.

Важно знать, что Система управления охраной труда (СОУТ) отличается от аттестации рабочих мест наличием этапа идентификации потенциально опасных или вредных факторов, включенного в ее рамки. Данный этап проводится следующим образом: анализируются предоставленные работодателем данные, осуществляется обследование рабочих мест и проводится опрос работников и их руководителей.

В свою очередь, аттестационная проверка направлена на устранение выявленных нарушений в условиях труда (например, неисправности оборудования, превышение нормативов для концентрации вредных веществ в воздухе, воде и т.д.), которые могут угрожать жизни и здоровью работников, а также на установление факта отсутствия таких нарушений. Процесс аттестации включает несколько этапов: подготовку к проведению оценки условий труда, идентификацию и декларирование опасных производственных факторов, исследование выявленных нарушений и оценку результата.

Если в результате мониторинга выявлено несоответствие условий труда нормативным требованиям, работодатель обязан привести эти условия к нужным показателям.

Любой бизнес нуждается в аттестации рабочих мест, но есть организации, для которых это необходимо как никогда. К таковым относятся предприятия, где сотрудники работают:

  • с использованием сложного технологического оборудования;
  • с оборудованием, работа которого сопряжена с повышенным риском для работника, либо находится под высоким напряжением, или же связанным с радиационным заражением;
  • с транспортными средствами, с операциями по эксплуатации и транспортировке опасных веществ (химикаты и т.п.).

Статистика, которая заставляет задуматься

Ежедневно в мире более двух миллионов человек получают травмы, связанные с работой. Данные Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) говорят об ужасающих масштабах профессионального травматизма. Аналогий с эпидемиями и смертностью на дорогах здесь не избежать. В среднем в день от профессиональных травм умирает примерно 6 000 человек. При этом многие трудящиеся не имеют никакой информации об условиях труда.

В России, несмотря на наличие законодательства, с проблемой травматизма на рабочем месте все еще сталкиваются многие работники, в особенности те, кто имеет максимальный опыт работы. Если с такими сотрудниками происходят несчастные случаи, им сложно найти замену.

Оценку условий труда может проводить только сертифицированная организация, соответствующая определенным критериям. Федеральный закон № 426-ФЗ гласит, что такая организация должна иметь не менее пяти экспертов, в том числе хотя бы одного с высшим образованием в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. И еще одно требование закона – организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда, который размещен на сайте Минтруда России. Если организация не входит в этот реестр, но она оказывает услуги в области охраны труда и имеет право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям, она может быть занесена в другой реестр – компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).

Обязательную аттестацию рабочих мест работодатель проводит согласно требованиям Федерального закона № 426-ФЗ. Оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже, чем раз в пять лет. Данный период рассчитывается от дня утверждения отчета о результате предыдущей оценки. Аттестация благотворно сказывается на атмосфере в коллективе, подчеркивая заботу руководства о своих подчиненных.

К несчастью, оценка человеческого фактора, такого как халатность, оказывается более сложной задачей, поскольку имеет нечисловую характеристику. Однако профессиональные эксперты способны распознать явные нарушения законодательных требований со стороны персонала, и сделать соответствующие выводы. Таким образом, систематический мониторинг условий труда и оперативное устранение несоответствий позволяет избавить организацию от многочисленных негативных последствий.

Аттестация рабочих мест является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья работников на производстве. Чтобы узнать, как происходит эта процедура и какую роль при этом играет поставщик услуг по аттестации рабочих мест, необходимо обратиться к Федеральному закону № 426-ФЗ и приказу Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.

В приказе приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Но как именно выглядит процесс проведения аттестации на практике?

  1. Подготовка к процедуре
  2. Согласно законодательству, работодатель создает комиссию по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей. Комиссия должна включать специалиста по охране труда, членов профсоюза и представителей работодателя (либо работодателя лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Работодатель или его представитель возглавляет комиссию, которая затем прописывает график и перечень работ.

  3. Выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  4. Далее комиссия проводит проверку действующих условий труда и выявляет опасные и вредные факторы. К таким факторам могут относиться качество воздуха рабочей зоны, уровень освещенности, наличие виброакустических факторов, интенсивность излучений, напряженность электромагнитных полей, параметры микроклимата и влажности, степень тяжести и напряженности трудового процесса и многое другое.

    При выявлении факторов эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.

Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку к процедуре и выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Она позволяет защитить работников от негативного воздействия угроз на их здоровье и жизнь на производстве.

На заметку

Когда дело доходит до выявления потенциально вредных и опасных факторов, компании не всегда выполняют эту задачу для всех сотрудников. Рабочие места сотрудников, чьи должности включены в списки, учитывающие досрочное назначение страховой пенсии по старости или выплату компенсации за вредность труда, и места, где наличие вредных и опасных факторов уже установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ, обычно не идентифицируются.

Если производственная проверка все же выявляет вредные и (или) опасные факторы, они должны быть испытаны в специальной лаборатории, проверены экспертами или уполномоченными лицами и при необходимости – измерены.

Затем эксперты классифицируют условия труда на рабочем месте, где были обнаружены эти факторы, и относят их к одному из четырех классов:

  • Оптимальные – безопасные условия труда без влияния вредных факторов;
  • Допустимые – степень воздействия вредных факторов находится в пределах нормативов, при этом вред исчезает после отдыха;
  • Вредные – степень воздействия вредных факторов превышает нормативные значения и может привести к профессиональным заболеваниям с потерей трудоспособности;
  • Опасные – вредные факторы на рабочем месте могут создать риск для жизни и здоровья.

Результаты оценки условий труда формируют отчет, содержание которого включает в себя:

  • Информацию о компании, проводившей СОУТ;
  • Список рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
  • Протоколы испытаний и измерений;
  • Карты оценки условий труда, которые указывают класс (подкласс) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • Сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • Список предпринятых мер по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • Заключения экспертов.

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета, работодатель должен информировать всех сотрудников о результатах оценки условий труда и опубликовать документ на сайте компании в открытом доступе. В зависимости от выявленных нарушений, принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и другое).

Журналисты сообщают интересные результаты международных исследований: вложение даже одного доллара в обеспечение безопасности и гигиены труда может привести к значительному экономическому выгоду для предпринимателя в форме положительного эффекта в два и более доллара. Таким образом, инвестирование в безопасность и гигиену труда оказывает непосредственное влияние на финансовое благосостояние компаний и представляет собой надежную инвестицию на будущее.

Оформление и продолжительность действия декларации соответствия условий труда

В случае, когда аттестация рабочих мест на предмет опасных или вредных производственных факторов не выявила никаких нарушений, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда государственным нормам охраны труда в местный орган исполнительной власти, ответственный за контроль соблюдения трудового законодательства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют несколько способов подать декларацию о соответствии условий труда:

  • лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • через заполнение формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.

Действие этой декларации продолжается в течение 5 лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если в течение действия декларации произойдет несчастный случай на производстве с кем-то из работников, будет зафиксировано профессиональное заболевание или нарушение требований охраны труда (кроме случаев, когда вина лежит на третьих лицах), то действие декларации прекращается. Меры, по этому поводу, принимаются уполномоченным органом исполнительной власти. Его представители обязаны указать это в реестре деклараций не позже, чем через 10 дней после происшествия. Если в течение 5 лет действия декларации не было обнаружено вышеупомянутых происшествий, ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *