Упаковка молочных продуктов как фактор качества

Упаковка молочных продуктов как фактор качества

За последние годы потребление пластиковой упаковки для молочной продукции в России вырос существенно. С ее возросшей популярностью доля её использования в общем объеме упаковочных материалов подошла к отметке в 40%. Вследствие суровой экономической и геополитической обстановки в России отечественные производители упаковки стремятся увеличить производственные мощности, чтобы обеспечить спрос на рынке. Но при этом молочные производители повышают требования к качеству молочной тары, делая ее наравне с зарубежными аналогами.

В данной статье мы рассмотрим различные типы упаковки для молочной продукции и необходимые требования, которые выдвигаются к ним российским законодательством.

На рынке молочной продукции сегодня представлено огромное разнообразие упаковки, что заставляет покупателей проводить много времени возле прилавков, выбирая нужный продукт. Молочную продукцию фасуют в бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную и жестяную тару. Производители молочной продукции стремятся предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, для чего необходимо знать, какие материалы упаковки следует использовать для каждой группы молочных товаров, а также как вид фасовки может повлиять на сроки хранения продукции. В этой статье мы рассмотрим три основных вида молочной упаковки.

Первый вид – мягкая упаковка (фин-пак, берта-пак и др.). Она считается наиболее универсальной. Упаковка изготавливается из полиэтилена повышенной прочности и имеет форму пакета. Она наиболее часто используется для розлива пастеризованного молока. Главные преимущества мягкой упаковки – это ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и некоторые недостатки: у мягкой упаковки низкие сроки хранения продукта, и упаковка теряет свою форму после вскрытия.

Второй вид – полужесткая упаковка, которая может быть произведена из термопластичных материалов, таких как полиэтилентерефталат, полистирол, полипропилен и других. Она обладает преимуществами перед полиэтиленовыми пакетами благодаря наличию формы и предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги для ее закрытия. Термопластичные материалы хороши для хранения кисломолочной продукции. Йогурты, сметана, ряженка, творог часто фасуются именно в такую упаковку. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если используется многослойный барьерный материал и газовая среда при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2-3 раза.

Третий вид – полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов (тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак и др.). Это картонные пакеты различных видов, которые сегодня являются популярным и распространенным решением для упаковки. Прочность материала, легкость, компактность и высокая экологичность (может подвергаться вторичной переработке) делают этот вид упаковки привлекательным. Самый популярный пакет данного вида фасовки называется тетра-пак. Он полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного времени.

Ежегодно в России производится около 33 млн тонн молока. Согласно данным Международной молочной федерации (IDF), потребление молока на душу населения в год составляет 173 литра в России, тогда как медицинская норма потребления – 392 литра, включая цельное молоко, которое должно составлять 116 литров.

Желая соблюсти стандарты безопасности, производители молочной тары должны поместить на упаковку массу другой информации. Надо указать наименование продукта, дату изготовления, срок хранения, штрих-код, а также другие данные, прописанные в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). В некоторых выдержках документа указаны дополнительные требования к маркировке, например, связанные с указанием материала, из которого изготовлена тара, и сведениями о продукте.

Что касается дизайна упаковки молочной продукции, то конкретных требований к нему не выдвигается ни в одном регламентирующем документе. Тем не менее, у производителей есть свои предпочтения, касающиеся оформления тары. Обычно это зеленые луга, фотографии коров, а также белый фон упаковки. Но есть и те, кто подходят к данному вопросу более креативно, предлагая потребителям необычные дизайнерские решения.

К примеру, в Лондоне можно купить молоко в бутылке с двумя горлышками, а в Новосибирске - в картонной упаковке в виде головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета, а дизайнер из Техаса разработала упаковку в виде коровьего вымени, которое нужно сдавить рукой, чтобы налить молока и создать иллюзию доения коровы.

Как выбрать правильную упаковку для молочных продуктов

Постоянно растущий ассортимент молочной упаковки от производителей включает новые и инновационные подходы в использовании материалов для упаковки товаров, однако, всё равно можно выделить несколько вариантов самых оптимальных упаковок для разных типов молочных продуктов.

1. Молоко и жидкие молочные продукты. Эти продукты чаще всего фасуют в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При использовании метода асептической обработки упаковкой придается высокая степень гигиеничности, что гарантирует безопасность продукта и позволяет его хранение в продолжительные сроки.

2. Кисломолочная продукция. Для упаковки кефира, ряженки, йогурта, сметаны и других кисломолочных продуктов чаще всего используется полужесткая тара из комбинированных материалов, а также небольшие полужесткие емкости из ударопрочных материалов. Очень популярна многослойная и комбинированная упаковка, которая включает внешние слои с белым пигментом (диоксид титана) и средний слой с черной сажей. Эта опция не пропускает свет, что гарантирует сохранность продукта в течение долгого времени.

3. Творожная продукция и сливочное масло. Основные требования, которые предъявляются к упаковке в данной категории товаров - это высокая жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Это предоставляет возможность использовать пергаментную бумагу, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольгу двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткую тару из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.

4. Мороженое. Традиционный вариант упаковки включает использование бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.), а мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются, применяя горячие и холодные методы склеивания.

5. Мягкие сыры. Для упаковки мягких сыров используют парафинированные компоненты, монопленки с полимерными материалами, обладающими высокой степенью усадки, комбинированные материалы с разными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.

6. Детское питание. Для упаковки детского кефира, молока, сока и других жидких продуктов чаще всего используют пакеты тетра-брик-асептик, которые состоят из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги. Это обеспечивает продукту форму, защиту от влаги и герметичность. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена, который обладает высокими защитными свойствами и гарантирует продукту длительное хранение в упаковке. В последнее время для детского питания все большую популярность приобретают пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена, материала, который разрешен для пакования детской пищи.

Многие производители молочной продукции при выборе упаковки не руководствуются только дизайном и техническими характеристиками, но и способом открытия пакета. На данный момент доступны различные методы закрытия/открытия емкостей для молочной продукции благодаря прогрессивным технологиям. Некоторые популярные виды упаковки включают:

  • Перфорация - просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
  • Отрывной ярлычок - с возможностью открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
  • Пластиковая крышка - легко открывается и закрывается, подходит для многократного использования;
  • Крышка обтекаемой формы - открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально, находится защитная мембрана для гарантии того, что пакет не был открыт ранее;
  • Отверстие для соломинки - пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.

Существуют и другие виды упаковки, которые становятся все более популярными среди производителей. Особенно популярна пластиковая тара, которая может быть использована для различных продуктов в форме стаканчиков, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и т.д. Ее индивидуализация и доступная стоимость делают этот вид упаковки еще более привлекательным, а использование полипропилена с добавлением высокобарьерного слоя EVOH позволяет увеличить срок хранения молочных продуктов. Способы открытия/закрытия подобной упаковки также могут варьироваться, включая пленку с крышкой-нахлобучкой, крышку-нахлобучку, высечку (платинку) из фольги.

Сегодня широкую популярность у производителей приобретает асептическая упаковка, при которой сначала стерилизуется продукт и упаковочный материал, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая упаковка гарантирует защиту продукта от быстрой порчи и позволяет продлить срок его хранения без использования консервантов. Она обычно состоит из картонного корпуса, пленки из полиэтилена и алюминия.

Для продления срока годности молочной продукции производители используют новые методы фасования с использованием безопасных газомодифицированных смесей. Эти смеси создают в упаковке антибактериальную среду, что помогает сохранить все вкусовые качества продукта без использования консервантов.

Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, что позволяет выбрать наиболее инновационную упаковку, однако такое разнообразие товаров также усложняет выбор производителя при покупке.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *