Требования охраны труда и ответственность за их нарушение
Тема безопасности и охраны труда на предприятиях является очень важной для российского бизнеса. Уровень производственного травматизма все еще остается достаточно высоким, и это не учитывает тех случаев, которые не сообщаются официально. Соблюдение требований охраны труда является обязанностью как руководства компании, так и самих работников на производстве, которые должны следовать инструкциям охраны труда. Ответственное отношение к безопасности рабочих процессов помогает предотвратить множество травматических случаев. С другой стороны, работодатель, который не выполняет требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. В данной статье описываются современные нормативные требования и мероприятия по охране труда вместе с мерами ответственности за нарушение законодательства.
Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона
Охрана труда - это понятие, которое определено в Трудовом кодексе РФ. Однако эта сфера законодательством регулируется не только данным документом, но и другими законодательными актами и нормативами. В соответствии с законодательством, каждая компания должна иметь ответственного сотрудника, который занимается вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Контроль за исполнением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда.
Основные положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ, в разделе X "Охрана труда". Согласно ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., используемых в производстве.
- Функционирование системы управления охраной труда.
- Применение сертифицированных и декларированных средств защиты (их покупка и выдача осуществляется за счет работодателя).
- Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие требованиям трудового права.
- Проведение обучения, инструктажа и проверки знаний охраны труда.
- Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.
Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.
Поскольку перечень законодательных актов, регулирующих данную сферу, велик, приведем некоторые федеральные законы и законодательные акты, относящиеся к охране труда:
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 426-ФЗ).
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
- Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
- Приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
- Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 года № 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда".
- Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 года № 15-3-2597 "О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации".
Работники также несут определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, они должны правильно использовать средства индивидуальной защиты, пройти обязательные медицинские осмотры и другие мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Работники также должны незамедлительно информировать руководство компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут причинить вред здоровью людей.
Меры по защите труда: от обучения до специальной оценки условий труда
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работодатель обязан проводить инструктаж и проверку знаний своих работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Чаще всего, чтобы выполнить это требование, работодатель обращается к специализированным учебно-сертификационным центрам, которые проводят обучение и инструктаж по безопасности на производстве. Услуги таких центров сегодня востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов исследования несчастных случаев и прохождение плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры готовят и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и отражают полученные результаты.
Специальная оценка условий труда является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Федеральным законом № 426-ФЗ. В ходе этой оценки оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. Она проводится не реже одного раза в пять лет и является комплексом мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленной законом нормы. По результатам проведения специальной оценки условий труда определяются классы условий труда на рабочих местах.
Компании, осуществляющие специальную оценку условий труда, должны соответствовать требованиям статьи 19 федерального закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих эту оценку (его можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации). Штат организации должен включать не менее пяти специалистов, имеющих сертификат эксперта на проведение специальной оценки условий труда, при этом один из них должен иметь высшее образование в области общей гигиены, гигиены труда или санитарно-гигиенических лабораторных исследований. Для получения сертификата эксперта необходимо иметь высшее образование, трехлетний опыт работы в области аттестации рабочих мест, а также дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 72 часов по вопросам оценки условий труда. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна обладать собственной испытательной лабораторией, которая имеет аккредитацию на проведение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.
Правила расследования несчастных случаев на производстве
Согласно ТК РФ, работодатель обязан вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время работы работника в рамках своих трудовых обязанностей, а также проводить их расследование. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ.
Под расследованием понимают события, в результате которых были получены телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждения могут быть нанесены другим лицом, животными или насекомыми, или быть результатом чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, которые вызвали временную или стойкую утрату работоспособности или привели к смерти, расследуются специальной комиссией, которую формируют не менее трех человек.
Комиссия включает в себя государственного инспектора труда, представителя территориального объединения организаций профсоюзов, исполнительной власти, представителя органа местного самоуправления, представителей исполнительного органа страховщика, а также, если работник был направлен другим работодателем, представителя направляющей стороны. Если же несчастный случай был вызван аварией или иным повреждением транспортного средства, то работодатель возглавляет комиссию, которую должны обязательно сформировать и с учетом результатов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства.
Расследование длится до трех дней при получении легких повреждений, а при тяжелых повреждениях — до 15 дней. В ходе расследования комиссия опрашивает очевидцев происшествия, работников, ответственных за охрану труда на предприятии. По итогам расследования событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Если выявлен сокрытый несчастный случай или поступила жалоба, расследование проводит государственный инспектор труда. Работодатель обязан известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в течение суток в форме, установленной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года №73. Эти требования относятся к случаям со смертельным исходом, тяжелым и групповым несчастным случаям. Положения о проведении расследования несчастных случаев на производстве прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 года №73.
Ответственность за нарушение требований в области охраны труда предполагает наложение мер ответственности на работников и работодателя. Юридические лица могут быть привлечены к ответственности, в соответствии с пунктом 5.27.1 КоАП РФ, за нарушения требований по охране труда, что влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей, а должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 5000 рублей. Если компания занимается предпринимательской деятельностью без регистрации юридического лица, штраф может составить от 2000 до 5000 рублей.
Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей для юридических лиц и от 15 000 до 25 000 рублей для должностных лиц. За допуск работника к трудовым обязанностям без обучения по охране труда и медосмотра предусмотрены штрафы от 110 000 до 130 000 рублей для юридических лиц и от 15 000 до 25 000 рублей для должностных лиц.
Нарушения, связанные с недостатком индивидуальной защиты, также подлежат штрафу в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 130 000 до 150 000 рублей для юридических лиц.
В случае любого нарушения, для которого не установлена специальная ответственность, предприниматели и должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 5000 рублей, и для юридических лиц штраф может составить от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения приводят к увеличению размера штрафа: для предпринимателей и должностных лиц он может составить от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей. Кроме того, при повторных нарушениях возможно приостановление деятельности предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток.
Требования охраны труда обязательны для всех юридических и физических лиц, особенно важны они для опасных производств, где повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Регулярное проведение СОУТ обязательно, а внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Компания может проводить обучение по охране труда самостоятельно только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующее обучение, в соответствии с Приказом Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года No. 1/29.
Фото: freepik.com