Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции
Тема пожарной безопасности остается очень актуальной для нашей страны и ее организаций. Например, по официальной статистике МЧС, из января по сентябрь 2017 года в России было зафиксировано около 95 000 пожаров, причинивших ущерб в 11 миллиардов рублей. В результате этих пожаров 5 000 человек погибли, а еще почти 6 700 были травмированы. Эта печальная статистика побуждает государство укреплять контроль и требования в отношении пожарной безопасности каждый год. Теперь они распространяются не только на здания и сооружения, но также на производимую продукцию и материалы.
Если не выполнять требования пожарной безопасности (особенно к продукции без сертификата), то это может привести к опасным последствиям. К примеру, 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь" произошел пожар, который стал локальной катастрофой и унес жизни 156 человек. Большинство погибших были отравлены токсичными газами, образовавшимися при горении отделочных материалов.
Общие требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены рядом документов, включая нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Наиболее значимыми являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассмотрим данный закон подробнее.
Федеральный закон № 123-ФЗ является основным законодательным актом в области пожарной безопасности. Он описывает требования к различным объектам и видам продукции и устанавливает обязательные сроки адаптации к новым требованиям. Закон имеет большое значение для производителей категорий товаров, подпадающих под действие регламента, а также для их законных представителей.
Нарушение общих требований пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, которые по статистике МЧС наиболее часто происходят в зданиях жилого сектора, транспортных средствах, производственных, складских и торговых помещениях. Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов.
В целях обеспечения пожарной безопасности государственная противопожарная служба осуществляет регулярный контроль за соблюдением требований законов и иных нормативных актов, а также проводит мероприятия по профилактике пожаров и обучению населения основам безопасности.
Федеральный закон № 123-ФЗ является ключевым техническим регламентом для объектов защиты с требованиями по пожарной безопасности. Документ состоит из 8 разделов и 30 таблиц в приложении, призванных обеспечить защиту имущества и жизней граждан России от пожаров.
Разделы закона устанавливают технические требования для различных объектов защиты. Например, раздел 2 относится к поселениям и городским округам, раздел 3 – к зданиям и сооружениям, раздел 4 - к производственным объектам, раздел 5 – к пожарной технике, а раздел 6 посвящен веществам и материалам и включает правила по пожаробезопасности для строительных, отделочных, текстильных и кожевенных изделий, а также средств огнезащиты, строительных конструкций и инженерного оборудования, электротехнической продукции и электрооборудования.
Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является обязательной процедурой. Раздел 7 закона № 123-ФЗ устанавливает принципы и правила оценки соответствия для объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ. Оценка может проводиться в форме сертификации или декларирования и является необходимой для ввода в эксплуатацию зданий или товаров на рынке, на которые распространяется действие закона.
Суть декларирования заключается в том, что собственник продукции или помещения, подающий заявку на декларацию, указывает меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем. В случае положительного результата оформляется декларация о соответствии. Сертификация же проводится аккредитованным органом по сертификации, и в случае положительного результата оформляется сертификат соответствия. Декларация и сертификат имеют равную юридическую силу и являются единственными документами, подтверждающими безопасность продукции на территории России.
Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, определен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 года. Различные схемы сертификации, разделенные на категории, также установлены законом.
Некоторые схемы применяются к серийно выпускаемой продукции, другие – к ограниченным партиям. Например, схемы 2д, 3д и 5д применяются к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с применяются к огнетушителям, средствам индивидуальной защиты при пожаре, средствам пожарной автоматики, оборудованию и изделиям для спасения людей.
Процесс оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности может включать в себя различные меры и порядок действий в зависимости от применяемой схемы сертификации. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение 30 дней. В случае получения сертификата или декларации соответствия, на товар или здание можно повесить соответствующий знак пожарной безопасности.
Ответственность за исполнение требований технического регламента по пожарной безопасности возлагается на государственные органы, организации и частных лиц. Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ) осуществляет контроль за соблюдением установленных норм и правил. Ранее МЧС занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но начиная с 1 ноября 2011 года эту функцию выполняет Росаккредитация. Однако, несмотря на это, аккредитованные организации все равно несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. Если продукция декларирована, то всю ответственность за ее безопасность несет производитель. Росаккредитация также регулярно осуществляет инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, а также держит реестр данных организаций. Ценность государственных органов и служб МЧС РФ заключается в том, что они обеспечивают соответствие продукции установленным стандартам и максимальную безопасность для граждан.
Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.
Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.
В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.
Фото: freepik.com