Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по множеству причин, от решения жилищного вопроса до покупки автомобиля. Некоторые люди получают займы с целью провести отпуск в экзотической стране или устроить пышную семейную свадьбу. Как бы то ни было, все кредиты нужно отдавать. Задержка в выплате может привести к присоединению коллекторов к делу. Чтобы понять, что делают коллекторы, давайте более детально остановимся на этой теме.
Фильмы о коллекторах обыгрывают негативный образ члена коллекторской компании. Но на самом деле картина совсем иная. Исходя из ФЗ-230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 2016 года, права и обязанности коллекторов регламентированы. Последняя редакция закона вышла 1 января 2017 года. Закон устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, при этом не ограничивая права коллекторов, а делая их полноправными участниками рынка.
Основная миссия коллекторов - требовать от заемщика возврата просроченного долга, причем общение может осуществляться различными способами, включая электронную почту, текстовые сообщения, личные встречи и звонки. Однако необходимо отметить, что вне зависимости от формата коммуникации коллектор обязан назвать свои имя и компанию, где он работает. Важно предоставить контакты для обратной связи, реквизиты банковского счета для отправки выплат, а также ОГРН и ИНН компании.
Согласно закону, коллекторы не имеют права применять любые виды физического и психологического давления, передавать персональные данные должника третьим лицам или направлять ложные сведения о сумме задолженности. Кроме того, нельзя требовать долг с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Для многих возникает вопрос, могут ли коллекторы связываться с родственниками или знакомыми должника. Это возможно только в том случае, если эти лица выступают в качестве поручителей по кредиту или заемщик дал согласие на общение со своим окружением. Такая коммуникация является частью задачи коллекторов - донести до должника информацию о существующем долге, а также о желании кредитора обсудить варианты гашения.
Существует регламент в отношении времени и количества звонков. В будние дни звонки могут поступать с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные дни - с 9 до 20 часов. Кроме того, коллекторы могут звонить не более одного раза в день, дважды в неделю и максимум восемь раз в месяц.
Зачастую при возникновении долга банк не общается с должником напрямую, а обращается к коллекторским агентствам. Проще всего этому процессу можно проследить через два сценария.
Первый сценарий предполагает, что банк обратился к коллекторам в надежде получить свои деньги. В этом случае между банком и коллекторами заключается агентский договор, при этом коллекторы выступают в качестве посредников, а договор составляется в интересах банка. Обычно такая практика используется при относительно небольших задолженностях — от 3-х месяцев.
Второй сценарий наступает, когда банк не может добиться возврата долга от клиента в течение длительного времени — от года и более. В этом случае банк может продать долг коллекторскому агентству, совершив так называемую цессию. Такой способ отстраняет клиента-должника от банка, и продолжение платежей приходится осуществлять коллекторскому агентству. При этом, общая сумма долга и срок его погашения не изменяются. Однако, данная практика рассматривается как крайняя мера, к которой банк прибегает после неудачных попыток взыскания денег у должника, включая и работу с другими коллекторскими организациями.
Данную информацию о продаже долга должник может узнать от коллекторских агентств. Банк, на свою сторону, как правило, высылает заемщику официальное уведомление о продаже долга. Это официальное письмо содержит всю информацию о задолженности и начисленных процентах и пени. Важно, чтобы перед началом выплаты клиент убедился в наличии у коллекторов свидетельства ФССП, которое подтверждает законность их взыскательной деятельности.
Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Не стоит паниковать. Отдать долг все равно нужно, но условия выплат зависят от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают адекватные и вежливые сотрудники, которые понимают, что финансовые трудности могут случиться у каждого. Поэтому наилучшим вариантом будет рассказать коллектору о своей финансовой ситуации и вместе разработать план выплат. Схема, предложенная коллектором, может быть более выгодной и лояльной, чем та, что предоставленная банком. Представители коллекторских агентств не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.
Что не стоит делать, если звонят коллекторы? Необходимо избегать сбрасывания звонков, грубых высказываний в адрес собеседника, а также замены сим-карты. Уехать в другой город или страну, чтобы избежать долга, не получится. Коллекторы не будут преследовать должника лично, они обратятся в суд, который в 99% случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда, дело передается судебным приставам. У них больше полномочий, и их методы работы менее деликатные. Они могут арестовывать имущество и счета должника, а также налагать запреты на выезд за границу. Чтобы остановить звонки от коллекторов можно попробовать взять новый кредит для погашения старого. Однако ни один банк не выдаст заем, проверив кредитную историю должника. Исключение составляют лишь микрофинансовые организации, которые начисляют порой сотни процентов годовых. Это действительно может помочь на некоторое время, но если должнику не удастся найти деньги, ситуация повторится. Кроме того, если должнику удастся отдать все долги, банки будут рассматривать его как ненадежного клиента.
Поэтому, рекомендуется вести себя адекватно и сотрудничать с коллекторами, чтобы разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в привлечении должников в суд, и поэтому они готовы пойти навстречу клиентам. Кроме того, некоторые компании могут простить до 80% долга заемщика.
Фото: freepik.com