Какая она – школа будущего?
Именно этот вопрос обсуждали участники межрегиональной конференции «Школа, устремленная в будущее: перспективы и динамика развития в условиях реализации Национального проекта «Образование»,
Именно этот вопрос обсуждали участники межрегиональной конференции «Школа, устремленная в будущее: перспективы и динамика развития в условиях реализации Национального проекта «Образование», прошедшей 3 октября в «Муринском центре образования №1».
Эта конференция состоялась уже в третий раз. Ее организаторы – комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и Ленинградский областной институт развития образования, а участники – руководители и педагогические работники образовательных организаций, представители органов управления образованием и методических служб, родители школьников. Всего в этот раз мероприятие собрало 420 человек из семи регионов России.
В областном комитете образования «Вестям» пояснили цель проведения таких конференций. «Новые школы владеют новыми ресурсами для образовательной деятельности, которые при определенных условиях могут оказать значительное влияние на систему образования района, региона, страны. Одним из таких условий является организация профессиональных встреч, которые дают возможность отслеживать ежегодные изменения в сфере образования региона и страны», – считают там.
Среди задач конференции было обсуждение перспектив и динамики развития образовательных организаций в условиях реализации национального проекта «Образование». Во время пленарной дискуссии и круглых столов участники пытались ответить на вопросы: как интегрировать «навыки XXI века» и традиционное предметное содержание учебных дисциплин? Как управлять современной школой? Каким должен быть уклад школьной жизни и само образовательное пространство?
«В Ленинградской области каждый год появляется большое количество новых школ. И в них формируются новые коллективы, из-за чего мы сталкиваемся с тем, что необходимо решать вопросы идентичности наших молодых граждан, вопросы организации жизненного пространства, социализации, воспитания. Мы понимаем, что те подходы, что были раньше, сегодня уже не совсем актуальны, – пояснил в своей приветственной речи председатель комитета Сергей Тарасов. – Есть и огромное количество школ, которые открываются после реновации. Это школы с уже устоявшимся коллективами, традициями, и нам хотелось бы, чтобы они наполнялись не только новым оборудованием и мебелью, но, прежде всего, новым содержанием, новыми подходами к организации работы».
По словам Сергея Валентиновича, «школа, устремленная в будущее – это та школа, которая хочет изменений, которая хочет не только быть в динамике и идти в темпе сегодняшнего времени, но и заглядывать дальше».
В Ленинградской области ведется активная работа по реализации национального проекта «Образование» – и это ставит перед системой образования региона новые задачи и цели. «Какой системный результат мы готовы получить с точки зрения каждого конкретного ученика, который учится в школе Ленинградской области? Что будет происходить с образовательной средой, какие изменения произойдут на уровне учителя, насколько школы будут отвечать потребностям современного мира, общества?», – обозначил главные темы председатель комитета.
Разобрать их попробовали участники пленарной дискуссии – ведущий научный сотрудник лаборатории психологического мониторинга МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марина Битянова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Лебедев, заведующий кафедрой управления Ленинградского областного института развития образования Владимир Кучурин, директор Кузнеченской СОШ Приозерского района Татьяна Антонова.
В частности, во время своей презентации Марина Битянова рассуждала о том, что «конвейерный» тип обучения уже не подходит – сегодня ребенку важно дать больше свободы, пространства для коммуникации, творчества, командной работы, развития критического мышления.
Для этого, по мнению специалистки, поменять нужно многое – и образовательные учреждения, и подход к обучению. Так, школы должны быть больше похожи на коворкинги, комьюнити-центры, а уроки – не на четко предметные разъяснения тем, а на обсуждения, дискуссии, во время которых школьники решают различные задачи (кейсы), учатся взаимодействовать друг с другом и искать новые пути. Требует дальнейшего развития и инклюзивное образование.
Далеко не все идеи нашли отклик у собравшихся представителей региональной системы образования. И проблема не только в критичном отношении к новшествам, но и в противоречии, которое вызывают новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) и действующие критерии оценки преподавания и получаемых учениками знаний.
«С одной стороны, государство издает новый стандарт, который говорит: нам нужны дети, умеющие думать, коммуницировать и так далее. С другой стороны, оно дает ЕГЭ, которое говорит: нам нужны дети, которые знают 148 фактов про татаро-монгольское иго. Возникает конфликт, – разъяснила в беседе с «Вестями» Марина Битянова. – Кроме того, нужна новая волна педагогов. Причем желательно, чтобы пришли люди с бизнес-опытом, с опытом личного свободного действия, которые смогут уважать и ценить свободное действие ребенка, работать с ним. Конечно, ребенок много чего не понимает, но если не будет действовать сам – никогда и не поймет».
Примечательно, что с экспертом согласны и сами педагоги Ленобласти. По словам участницы конференции, заместителя директора гимназии №11 города Выборга Екатерины Семиной, проблема реализации федерального стандарта и некоторые противоречивости стандарта контрольно-измерительным материалам для учителей стоит очень остро.
«И сегодня эта назревшая проблема вскрылась, – поделилась мыслями наша собеседница. – Но в то же время был показан опыт реализации стандартов, в том числе и через опыт нашей школы. В целом, я думаю, что пока не придет новое поколение учителей, которых уже учили несколько иначе, чем нас, старое поколение, ФГОС так и будет вводиться очень робко. Для того, чтобы он реально заработал, нужны люди, которые хотят и готовы работать по этому стандарту. Так что мы ждем в школе молодые кадры».
И эти кадры точно придут – ведь, по словам Сергея Тарасова, в Ленинградской области воплощается в жизнь уже немало новых для системы образования идей. Получают образование и новые педагоги. Так что развитие не стоит на месте. Недаром и впервые побывавшая в 47-м регионе Марина Битянова заметила, что впечатление у нее положительное. «Я вижу живое сообщество – а так далеко не везде, – пояснила она. – И я вижу, что его хотят живым видеть те, кто им управляет».
Татьяна ТУКТАМЫШЕВА
[47]
Последние новости
Мэр Вологды подчеркивает важность мнения горожан
Власти города намерены учитывать мнение жителей при планировании развития.
Изменения в трудовых договорах участников СВО
Правительство приостанавливает действие трудовых договоров для контрактников.
В Ленинградской области вспоминают жертв авиакатастрофы на Синайском полуострове
Губернатор и жители области почтили память погибших цветами и минутой молчания.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку