78 лет назад первый чукотский лётчик отдал жизнь за Родину

Работа поисковиков не останавливается ни на один день в году: зимой, когда нет возможности заниматься раскопками на бывших полях сражений, в заросших окопах и траншеях,

Работа поисковиков не останавливается ни на один день в году: зимой, когда нет возможности заниматься раскопками на бывших полях сражений, в заросших окопах и траншеях, они «копают» в архивах…

Относительно недавно поисковикам открылась история удивительного воина-чукчи Тимофея Елкова. Он был первым представителем своей национальности, летавшем на ИЛ-2, участвовал в Выборгской наступательной операции и погиб на этой земле.

- У Тимофея Елкова не совсем обычная судьба, - рассказывает командир поискового отряда «Заслон-2» Сергей ПИЩУЛИН . - На него было заведено уголовное дело за разбитый самолёт (при перегоне потерял машину, «не уберёг социалистическую собственность»). Напомню, что американские самолёты по ленд-лизу перегонялись по трассе АлСиб, пролегавшей над Чукоткой. После этого Елков долго просился на фронт, хотел кровью искупить вину.

Справедливости ради отметим, что, согласно открытым данным, в 1943 году через Берингов пролив ежемесячно перегоняли до 200 самолетов, и не все они достигали конечной точки назначения. Бюро Якутского обкома партии в начале марта 1943-го представило анализ четырёх месяцев работы особой воздушной трассы: списано 12 самолетов, подлежат ремонту 26, допущено 41 летное происшествие, погибли 34 летчика. «Со стороны летного состава допускается расхлябанность, зазнайство и лихачество», - резюмировали партийные работники.

Впрочем, разбитая тогда машина была не самым страшным испытанием для Елкова... Вскоре его ждали сражения в выборгском небе.

Сохраняя память

Крупнейшая библиотека Чукотки - Публичная библиотека имени Тана-Богораза – подготовила публикацию к годовщине гибели своего земляка. В тексте приводится цитата из газеты «Правда» от 15 июня 1944 года: «Боевое крещение получил сегодня молодой пилот, уроженец Чукотского полуострова чукча Тимофей Елков. Во время налета на вражескую станцию в самолет Елкова попал снаряд, повредивший масляную систему. Летчик продолжал выполнять боевое задание. А затем благополучно «дотянул» до своего аэродрома».

За тот бой, а также за другие девять успешных боевых вылетов, начиная с 9 июня, лётчик получил орден Красной Звезды. Приказ был подписан 21 июня 1944-го, менее чем через месяц после его прибытия на Карельский перешеек.

Из той же статьи мы узнаём, что Тимофей Елков входил в славную когорту первых летчиков Чукотки. Он родился в 1914 году в селе Уэлен. До войны работал переводчиком, был секретарем Чукотского райкома комсомола. Принимал активное участие в спасении челюскинцев.

Тимофей Елков справа в первом ряду с боевыми товарищами

В 1937 году после принятия решения о создании в Анадыре аэроклуба именно Елкову было поручено подобрать подходящих ребят на курсы. Инициативный молодой человек организовал сбор средств для приобретения учебного самолета, парашютов и другого необходимого снаряжения.

С начала войны он перегонял самолёты по особой воздушной трассе. В 1944-м после спецподготовки в Сасовском авиационном училище Тимофей всё-таки вырвался на фронт. Воевал в 566-м штурмовом авиационном полку 13-й воздушной армии, который наносил штурмовые удары по оборонительным сооружениям противника на Карельском перешейке; сначала летал на ночном бомбардировщике У-2, а позже – на штурмовике ИЛ-2.

В публикации приведены также отрывки письма жене Елкова: «Фашисты стягивают к нашему участку фронта свои войска и технику. А мы громим их сверху. Подъем в три часа ночи, в пять утра – вылет. Научился быстро, по-военному, укладываться…

Я чувствую, очень изменился здесь, на фронте, а что же – и пора. В этом году мне ведь стукнет тридцать. Бегут года… И все-таки даже здесь, на фронте, в перерыве между боями я мечтаю. О чем? О дне, когда разгромим фашистов и кончится война, и мы вместе отпразднуем победу. И еще я мечтаю о Чукотке, о нашем Уэлене, о встрече с моими чукотскими друзьями…»

Из боевых донесений

26 июня 1944 года Тимофей Елков совершал очередной боевой вылет, его штурмовик атаковала тройка «мессеров» (Ме-109)… Сергей Пищулин рассказывает, что согласно советским официальным данным, лётчик не вернулся с задания. Но есть финские документы, свидетельствующие, что самолёт Елкова ударился в скалу в районе местечка Пиртти (современная Петровка). Место падения, а возможно, и детали крылатой машины предстоит отыскать. В этом следопыты очень надеются на местных дачников, грибников и пр., которые могли встретить в лесу нечто похожее:

- В одной из финской книжек приведено описание боя: ИЛ-2 был подбит, уже горящий пытался продолжать сражение… Наша авиация штурмовала тогда дорогу Юустила–Пиртти, по которой перемещались войска неприятеля. Дорога проходила в том же створе, что и современная трасса Выборг-Светогорск. Мы намеревались поработать в архиве в Хельсинки, где на конкретную дату могли бы сохраниться описания боевых действий, но…

Ситуация изменилась, и пока остаётся надеяться только на ответ из Центрального архива Министерства обороны. Сергей Пищулин по опыту поисковой работы знает, что для штурмовиков действовало правило детализировать момент гибели самолета, вплоть до квадрата падения.

- Все это должно было быть отражено в журнале боевых действий на уровне звена или эскадрильи - в открытых документах мы обнаружили только сведения на уровне полка и дивизии. А нам нужна более мелкая детализация. Скорее всего, эти документы рукописные. Надеемся, что в ЦАМО они есть. …Хочется, конечно, поискать самого лётчика. Но горящий ИЛ-2 с боезапасом… вряд ли что-то осталось. Хотя бы найти место падения…

Имя Тимофея Елкова, как и погибшего вместе с ним воздушного стрелка Григория Глебова, значится в электронных списках воинского захоронения № 30 «Петровка». Увековечение в граните на выборгской земле – дело времени.

Феодора и Тимофей Елковы

На родине героя помнят: одна из центральных улиц посёлка Шахтёрский носит имя Тимофея Елкова, комсомольцы Анадырского аэропорта изготовили и установили на одном из домов мемориальную доску, посвященную летчику-герою. Пионерский отряд в местной школе тоже в свое время носил его имя. В те же годы по инициативе молодежи Анадырского морского порта имя отважного летчика было присвоено одному из теплоходов.

В том же бою…

В 2007-м году поисковики обнаружили на территории Выборгского района несколько крылатых машин, погибших в годы Великой Отечественной войны. Фрагменты истребителя ЛА-5 отыскали на дне Смирновского озера. Подводные работы по подъему частей самолета вели поисковые отряды «Варяг-2» и «Группа Безымянная». За неделю с глубины трех метров поисковикам удалось поднять сильно деформированные от удара о воду детали самолета и останки пилота.

Имя лётчика удалось установить по найденному номеру двигателя. Согласно данным ЦАМО, в этот день с боевого задания не вернулся летчик 159-го истребительного авиаполка, пермяк, младший лейтенант Николай Васильевич Ташлыков, 1922 года рождения.

Фрагменты самолёта Ла-5 экспонируются сегодня в выставочном зале «Выборг – город воинской славы». Имя Николая Ташлыкова, 63 года остававшегося за штурвалом своего истребителя, увековечено на воинском захоронении, расположенном на въезде в Выборг.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте нас в

Последние новости

Выборг и Великий Новгород: исторические связи и сотрудничество

Делегация из Великого Новгорода делится опытом с выборжанами.

Создание конного отряда следопытов в Выборге

Первый урок объединения прошёл с участием священнослужителей и учеников.

Поздравления с праздником Архистратига Михаила

Духовенство и прихожане храма святого Николая Чудотворца поздравляют всех с важным праздником.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нижнекамске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *