Аэродром Борки. Продолжение.
Продолжаем публикацию статьи Галины Вабищевич и Владимира Журавлёва. Газета Ломоносовского района «Балтийский луч» систематически публикует краеведческие материалы.
Продолжаем публикацию статьи Галины Вабищевич и Владимира Журавлёва. Газета Ломоносовского района «Балтийский луч» систематически публикует краеведческие материалы. Серия публикаций об аэродроме в Борках была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Примечательны не только мемориал и собственно аэродром, который до сих пор принадлежит Министерству обороны, но и дорога к этим объектам. Она выложена булыжником. Когда-то такие дороги были в наших краях повсеместно – в том числе и та, что шла через Устье в сторону Воронки и дальше. Постепенно на их месте появлялись современные асфальтированные магистрали. Сейчас булыжных дорог осталось немного – одна из них идет от берегового шоссе в сторону мыса Серая Лошадь, другая – на Красную Горку, третья – в Борки.
Для того, чтобы построить дорогу к аэродрому, пришлось разобрать пирс, который когда-то был в Лоцманском селении – той части поселка Лебяжье, что находится ближе к выезду в сторону Санкт-Петербурга. Каменная дорога для современных автомобилей не очень удобна, но она практически не разрушается.
Аэродром Борки
(«Балтийский луч», 2020, №25)
Аэродром Борки. Продолжение. Начало в №20.
Оперативные (временные) аэродромы не рассчитывались на длительную эксплуатацию, никаких капитальных построек на них не было. Для людей и самолётов рыли в земле укрытия, изнутри обшитые досками или фанерой. Сверху делался бревенчатый накат в несколько слоёв, он перекладывался слоями грунта и дёрна, как защита от осколков при бомбёжках и как маскировка. Над строениями и над открыто стоящими самолётами натягивались маскировочные сетки. Несмотря на относительную простоту, создание таких аэродромов являлось примером инженерного искусства своего рода и требовало специальных знаний.
В годы войны на аэродромном поле в Борках была укатана грунтовая взлётно-посадочная полоса, по которой в направлении с юго-востока на северо-запад могли взлетать истребители разных типов и лёгкие ночные бомбардировщики По-2. Более крупным самолётам взлетать и садиться на эту полосу было проблематично. С 1944 года взлётно-посадочные полосы и стоянки самолётов на грунтовых аэродромах стали покрывать специальными металлическими полосами, которые получали от американцев по ленд-лизу, а потом и металлическим настилом советского производства. Остатки такого покрытия до сих пор кое-где можно увидеть во дворах ближайших к заброшенным аэродромам деревень.
В сентябре-октябре 1941 года в полукилометре к юго-востоку от деревни Борки велась стройка новой взлётно-посадочной полосы аэродрома Борки. Она ориентирована в направлении юго-запад – северо-восток, имела длину 1200 м и позволяла принимать практически любые самолёты, штурмовики Ил 2, пикирующие бомбардировщики Пе-2, а в случае необходимости торпедоносцы Ил-4 и А-20 «Бостон». Поскольку взлётно-посадочная полоса долго использовалась и после войны, то её очертания, пусть слабо, но ещё заметны в лесных зарослях на снимках из космоса. Вокруг новой взлётки были сделаны рулёжные дорожки, устроены землянки и заглублённые в землю бревенчатые укрытия для самолётов (рейфуги), покрытые маскировочными сетями, а её активная эксплуатация началась летом 1942 года. Штабы и некоторые службы авиационных частей располагались непосредственно в деревне Борки.
С зимы 1941-1942 года до января 1944 года на аэродроме Борки базировался 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, переформированный в 7 й гвардейский штурмовой авиаполк. В начале войны полк воевал на самолётах ДБ-3Б и СБ, затем перевооружился на двухместные штурмовики Ил-2. В прославленном полку в разное время воевали четыре (!) из пяти морских авиаторов, дважды героев советского союза – А.Е.Мазуренко, В.И.Раков, Н.Г.Степанян и Н.В.Челноков. Первые звёзды героев украсили их кители именно во время службы в этом полку, причём подполковник Мазуренко и второй раз был удостоен звания героя, будучи к тому времени командиром 7-го гвардейского штурмового авиаполка. Именем дважды героя советского союза Нельсона Георгиевича Степаняна названа улица в посёлке Лебяжье. К сожалению, о других дважды героях в этих местах не напоминает ничего. Было бы правильно, если бы в Лебяжье или в Борках кроме улицы Степаняна появились бы новые улицы, названные именами А.Е.Мазуренко, В.И.Ракова и Н.В.Челнокова, с соответствующими мемориальными табличками.
В 1942-943 годах в Борках находились самолёты 15-го отдельного разведывательного авиационного полка, а также входивших в его состав 25-й и 52-й ночных бомбардировочных авиационных эскадрилий, осуществлявших контрбатарейную борьбу. Экипажи самолётов По-2 в ночное время наносили удары по дальнобойной артиллерии противника, находившейся в районе Красное Село – Стрельна, воспрепятствуя её обстрелам города и фарватера.
Воздушное прикрытие кораблей и береговых объектов флота, а также сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в боевых вылетах осуществляли истребители 3-го гвардейского истребительного авиаполка, 21-го истребительного авиаполка, 12-й отдельной истребительной авиаэскадрильи, 13-го истребительного авиаполка.
Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв. Продолжение следует.
Примечательны не только мемориал и собственно аэродром, который до сих пор принадлежит Министерству обороны, но и дорога к этим объектам. Она выложена булыжником. Когда-то такие дороги были в наших краях повсеместно – в том числе и та, что шла через Устье в сторону Воронки и дальше. Постепенно на их месте появлялись современные асфальтированные магистрали. Сейчас булыжных дорог осталось немного – одна из них идет от берегового шоссе в сторону мыса Серая Лошадь, другая – на Красную Горку, третья – в Борки.
Для того, чтобы построить дорогу к аэродрому, пришлось разобрать пирс, который когда-то был в Лоцманском селении – той части поселка Лебяжье, что находится ближе к выезду в сторону Санкт-Петербурга. Каменная дорога для современных автомобилей не очень удобна, но она практически не разрушается.
Аэродром Борки
(«Балтийский луч», 2020, №25)
Аэродром Борки. Продолжение. Начало в №20.
Оперативные (временные) аэродромы не рассчитывались на длительную эксплуатацию, никаких капитальных построек на них не было. Для людей и самолётов рыли в земле укрытия, изнутри обшитые досками или фанерой. Сверху делался бревенчатый накат в несколько слоёв, он перекладывался слоями грунта и дёрна, как защита от осколков при бомбёжках и как маскировка. Над строениями и над открыто стоящими самолётами натягивались маскировочные сетки. Несмотря на относительную простоту, создание таких аэродромов являлось примером инженерного искусства своего рода и требовало специальных знаний.
В годы войны на аэродромном поле в Борках была укатана грунтовая взлётно-посадочная полоса, по которой в направлении с юго-востока на северо-запад могли взлетать истребители разных типов и лёгкие ночные бомбардировщики По-2. Более крупным самолётам взлетать и садиться на эту полосу было проблематично. С 1944 года взлётно-посадочные полосы и стоянки самолётов на грунтовых аэродромах стали покрывать специальными металлическими полосами, которые получали от американцев по ленд-лизу, а потом и металлическим настилом советского производства. Остатки такого покрытия до сих пор кое-где можно увидеть во дворах ближайших к заброшенным аэродромам деревень.
В сентябре-октябре 1941 года в полукилометре к юго-востоку от деревни Борки велась стройка новой взлётно-посадочной полосы аэродрома Борки. Она ориентирована в направлении юго-запад – северо-восток, имела длину 1200 м и позволяла принимать практически любые самолёты, штурмовики Ил 2, пикирующие бомбардировщики Пе-2, а в случае необходимости торпедоносцы Ил-4 и А-20 «Бостон». Поскольку взлётно-посадочная полоса долго использовалась и после войны, то её очертания, пусть слабо, но ещё заметны в лесных зарослях на снимках из космоса. Вокруг новой взлётки были сделаны рулёжные дорожки, устроены землянки и заглублённые в землю бревенчатые укрытия для самолётов (рейфуги), покрытые маскировочными сетями, а её активная эксплуатация началась летом 1942 года. Штабы и некоторые службы авиационных частей располагались непосредственно в деревне Борки.
С зимы 1941-1942 года до января 1944 года на аэродроме Борки базировался 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, переформированный в 7 й гвардейский штурмовой авиаполк. В начале войны полк воевал на самолётах ДБ-3Б и СБ, затем перевооружился на двухместные штурмовики Ил-2. В прославленном полку в разное время воевали четыре (!) из пяти морских авиаторов, дважды героев советского союза – А.Е.Мазуренко, В.И.Раков, Н.Г.Степанян и Н.В.Челноков. Первые звёзды героев украсили их кители именно во время службы в этом полку, причём подполковник Мазуренко и второй раз был удостоен звания героя, будучи к тому времени командиром 7-го гвардейского штурмового авиаполка. Именем дважды героя советского союза Нельсона Георгиевича Степаняна названа улица в посёлке Лебяжье. К сожалению, о других дважды героях в этих местах не напоминает ничего. Было бы правильно, если бы в Лебяжье или в Борках кроме улицы Степаняна появились бы новые улицы, названные именами А.Е.Мазуренко, В.И.Ракова и Н.В.Челнокова, с соответствующими мемориальными табличками.
В 1942-943 годах в Борках находились самолёты 15-го отдельного разведывательного авиационного полка, а также входивших в его состав 25-й и 52-й ночных бомбардировочных авиационных эскадрилий, осуществлявших контрбатарейную борьбу. Экипажи самолётов По-2 в ночное время наносили удары по дальнобойной артиллерии противника, находившейся в районе Красное Село – Стрельна, воспрепятствуя её обстрелам города и фарватера.
Воздушное прикрытие кораблей и береговых объектов флота, а также сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в боевых вылетах осуществляли истребители 3-го гвардейского истребительного авиаполка, 21-го истребительного авиаполка, 12-й отдельной истребительной авиаэскадрильи, 13-го истребительного авиаполка.
Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв. Продолжение следует.
Последние новости
Выборг и Великий Новгород: исторические связи и сотрудничество
Делегация из Великого Новгорода делится опытом с выборжанами.
Создание конного отряда следопытов в Выборге
Первый урок объединения прошёл с участием священнослужителей и учеников.
Поздравления с праздником Архистратига Михаила
Духовенство и прихожане храма святого Николая Чудотворца поздравляют всех с важным праздником.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ельце на выгодных условиях