Иеромонах Онуфрий: «Человек должен чувствовать, что его ждут в храме»

В этом году для жителей и гостей Волхова распахнул двери первый в истории правобережной части города храм – храм святого апостола Андрея Первозванного.

В этом году для жителей и гостей Волхова распахнул двери первый в истории правобережной части города храм – храм святого апостола Андрея Первозванного. Он был возведён за один год и стал самым большим заводским храмом, построенным компанией «ФосАгро», а Тихвинская епархия присвоила ему статус собора.

Вот уже третий месяц в стенах храма Андрея Первозванного верующих встречает настоятель храма – секретарь Тихвинского епархиального управления, иеромонах Онуфрий. Священнослужитель рассказал, как пришёл в церковь, бывает ли отпуск у батюшек, почему церкви важно получать пожертвования и о многом другом.

– Отец Онуфрий, расскажите о себе. Где родились? Кто Ваши родители? Как Вы пришли в Церковь? И как вообще стать батюшкой? Что для этого нужно?

– Я родился в Ленинграде. Мама – юрист, отца не было. Окончил обыкновенную петербургскую гимназию. После школы особенно не задумывался, куда идти учиться, – всё было давно решено. Я с 10 лет в Церкви, сначала, как прихожанин, вскоре – как активный помощник. Для меня помощь в алтаре была с детства и досугом, и хобби, и работой. Всё как-то сочеталось. После одиннадцатого класса можно было поступить в духовную семинарию, но сказки не случилось.

Я окончил школу в 15 лет, а в 16 успешно сдал вступительные экзамены в семинарию, но оказался «слишком молод». Поэтому меня взяли на «испытание». В то время в духовных школах существовал такой разряд «кандидатов» на поступление – испытуемые, которые зачастую жили при семинарии, трудились на различных послушаниях (трапезная, кухня, различные хозяйственные работы) и, как правило, через год, вновь сдавая экзамены, поступали в духовные школы. Выдержал, снова сдал экзамены, поступил.

Пять лет учёбы пролетели достаточно быстро. Была большая нагрузка помимо обучения на буднях. Часто приходилось выходить в ночные смены на соседствующее с храмом предприятие, подрабатывать оператором одной из заводских установок. Нужны были деньги, нужно было как-то вставать на ноги.

После окончания семинарии стал священником. Также я защитил диссертацию в духовной академии (являюсь кандидатом богословия) и окончил магистратуру по теологии в одном из петербургских образовательных учреждений высшего образования.

Так незатейливо, на собственном примере я, очевидно, и ответил на вопрос: «что необходимо, чтобы стать священником?». Необходимо окончить как минимум бакалавриат духовной академии (семинарию), определиться с выбором своего жизненного пути и иметь горячее желание служить Богу и Церкви в священном сане. Есть также ряд канонических и нравственных ограничений/требований для кандидатов в священство, но это уже, условно говоря, внутренние «технические» детали и подробности.

– Люди других профессий имеют трудовые книжки, у них начисляется трудовой стаж. А как эта система работает для церковнослужителей?

– Все мы живём в государстве в соответствии с его стандартами. Даже у священнослужителей есть трудовые книжки, пенсионные начисления, медицинские полисы и всё необходимое для полноценной и полноправной жизни в современном обществе. Любой храм или монастырь – это юридическое лицо со своим Уставом, зарегистрированным соответствующим государственным учреждением и прочими сопутствующими. В частности, Андреевский собор в Волхове – это совершенно самостоятельная структура и отдельное юридическое лицо, входящее в качестве канонического подразделения в состав Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

– У Вас есть какое-нибудь хобби? Какую музыку Вы слушаете, какие фильмы смотрите? Чем занимаетесь в свободное от службы время?

– Я самый обычный. Люблю читать – сейчас в основном исторические книги, получается это делать в отпуске. Также люблю путешествия, знакомства с новыми странами – они все по-своему интересны, гулять на природе, смотреть фильмы – причём самые разнообразные: документальные, исторические. Конечно, со свободными временем проблема. Его просто нет. Большая нагрузка по работе в Епархиальном Управлении. Там приходится администрировать уже не один волховский храм, а порядка 60 храмов и монастырей Тихвинской епархии.

– Служение в церкви для Вас - работа или призвание?

– Несомненно, призвание. Я, однозначно, не святой и не ангел… И всегда явственно ощущаю, что недостоин этого высокого служения… Но здесь и коренится основной смысл: к призванию тебя Кто-то (Бог) призывает… Ты не просто сам становишься священником, потому что

так захотел и добился этого. Есть участие и со стороны Неба. Бог такое допускает и позволяет, несмотря на повсеместную человеческую ограниченность.

В Церкви иногда можно услышать слова о том, что не священник избрал своё служение, а Бог его призвал к этому. Едва ли такое можно назвать работой. Это действительно служение Богу, Церкви, людям. А там, где служение, должна быть самоотдача. Трудно уметь жертвовать своим временем, силами, средствами, порой здоровьем, чтобы кому-то, возможно, стало легче. Не могу сказать, что у всех, в том числе и у меня это получается безупречно. Всегда есть чему учиться и над чем работать.

– Как Вы оказались в храме святого апостола Андрея Первозванного?

– Случайно. По крайней мере, полтора года тому назад я совершенно не подозревал, что подобное может произойти. Божия воля. Значит, теперь я нужен здесь. Я обыкновенный приходской петербургский священник, имеющий опыт административного служения, как секретарь Тихвинской епархии и больничного служения в одном из петербургских хосписов. Не скажу, что призаводской храм – это что-то сильно специфическое для меня. Здесь есть свои особенности, но в целом, людям ВЕЗДЕ необходимы внимание, забота и тепло. Каждый взрослый – это большой ребёнок. Мы ведь часто, даже не задумываясь, обращаемся к священнику – «батюшка». А почему так? Мне думается, что помимо всего прочего, ещё и потому, что этот человек умеет быть любящим отцом для всех, кто к нему приходит. И не важно, заводской это храм или больничный.

– Ваши первые впечатления о городе Волхове и о самой ситуации – служение в призаводском храме. Часто ли вообще в Ленобласти встречаются случаи возведения храмов предприятиями, частным бизнесом? И как к таким событиям относится Церковь?

– Есть свои особенности, конечно. В том числе и в служении в районном центре. Это не мегаполис. У людей здесь несколько иные проблемы. Более того, за прошедший месяц служения в Волхове, мне показалось, что людям здесь живётся существенно труднее, чем в больших городах. И дело не только в материальном достатке. Здесь целый спектр факторов. Здесь жизнь несколько иная, темп иной, обстоятельства иные. Но я пока ещё присматриваюсь, для меня это новый опыт.

Что касается заводского храмостроительства, то известны примеры и в других областях и регионах. Почему это важно? Зачем это нужно?

Людей что-то должно объединять. Если этого не будет – общности не будет, нации не будет. Вера, Церковь – вот то, что людей собирает и организует в положительном ключе вокруг себя. То, что позволяет любому вспомнить, что он живёт не только для себя и своей семьи, но и для многих других людей, ради множества добрых дел, совершать которые у каждого есть потребность и возможность.

В этом отношении, несомненно, важна инициатива руководства предприятий. Отрадно, что руководители компании, в числе коих Андрей Григорьевич Гурьев, именно так глубоко видят и понимают необходимость для современной России появления новых храмов, содействия воцерковлению сотрудников предприятия, горожан. В этом смысле поставленная задача гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд: храм построили меньше, чем за год, но теперь предстоит сделать его центром духовной жизни предприятия и города. А это уже многолетняя кропотливая духовная работа.

- Многие люди стесняются заходить в церковь только потому, что не знают, как себя вести, куда ставить свечку, к какой иконе подходить. Ведётся ли разъяснительная работа в нашем храме? Готовы ли Вы и Ваши работники помочь людям разобраться в церковных канонах?

– Про стеснения из-за незнания – мне хотелось бы, чтобы такового просто не было. Все когда-то пришли к Богу, ничего не зная, каждому кто-то помог разобраться. Храм – это второй дом, в нём никогда не обидят и всегда согреют. Так должно быть, правда, увы, не всегда бывает, в силу разных причин. В нашем храме разъяснительная работа постоянно ведётся, классы воскресной школы постепенно планируем запускать и для взрослых, и для детей. С этим традиционная проблема – нужны дополнительные помещения, оборудование. Постепенно, надеюсь, всё устроится, с Божией помощью.

– Конечно, в церковь приходят разные люди, с разными вопросами. Какой самый необычный вопрос задавали Вам?

– Я люблю вопросы, какими бы они ни были. Для меня нет «необычных». Вопрос свидетельствует о проблеме или об интересе, а значит – есть, с чем работать. За 15 лет службы священником и более чем 25 лет общего стажа этих вопросов было столько, что мне уже трудно выделить конкретные. Бывают исключительно сложные вопросы и даже такие, на которые просто нет ответа. Мне кажется, что человек, приходящий с любым вопросом, прежде всего, должен видеть и чувствовать, что он интересен, важен, что его ждали в храме, что ему хотят помочь. Это основная задача. Можно не ответить на все  вопросы, но нужно однозначно дать понять человеку, что тебе не всё равно.

Беседовала Валентина НОВИКОВА

Последние новости

Новые медицинские объекты в Всеволожском районе

Губернатор Ленинградской области анонсировал важные изменения в системе здравоохранения региона.

Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекций в Киришах

Специалисты окажут помощь и консультации с 25 ноября по 6 декабря 2024 года.

День матери: Поздравляем наших мам!

Отметьте этот особенный день, выражая свою благодарность и любовь.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Березниках с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *