От Цусимы до Ладоги. Волховчанка на международном пьедестале
Волховчанка Наталья Колесова - автор сценария документального фильма «В Цусимском проливе далёком» о Цусимском сражении, которое произошло в 1905 году.
Волховчанка Наталья Колесова - автор сценария документального фильма «В Цусимском проливе далёком» о Цусимском сражении, которое произошло в 1905 году. 26 мая 2018 года фильм вышел в эфир на телевизионном канале Россия 1 Санкт-Петербург. Он стал лауреатом 15 Международного фестиваля телевизионных программ и морской документалистики в Санкт-Петербурге в 2019 году и в этом же году – лауреатом 22-го фестиваля военно-патриотических теле- и радиопрограмм «Щит России» в Перми.
Ежегодно в мае на крейсере «Аврора» встречаются потомки участников Цусимского сражения, которые объединились в общество «Потомков участников Цусимского сражения». Крейсер «Аврора» не случайно стал местом встречи потомков Цусимского сражения. Корабль принимал участие в сражении в Корейском проливе и единственный из Второй Тихоокеанской эскадры сохранился до наших дней. В мае 2018 году была юбилейная – 20 встреча, на которой удалось побывать и узнать, что в Цусимском сражении участвовали и наши земляки.
В 2019 году исполнилось 114 лет с начала морского сражения в Корейском проливе. В нём участвовала русская 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей под командованием адмирала Зиновия Рожественского и японский флот под командованием адмирала Того Хейхатиро, в состав которого входило 118 судов. За 2 дня в Цусимском бою погибло 4380 русских моряков, 5917 было взято в плен. Из 38 русских кораблей из боя вышло всего 6. 21 был затоплен японцами или собственным экипажем, 7 попали в плен, остальные были интернированы в нейтральные порты до конца войны.
«Гибель российской эскадры в этом сражении – один из уроков нашей истории, - рассказывает Наталья Колесова. - Тяжело знакомиться с тем, как все это случилось. Но факты говорят и о бездушной беспечности высшего командования российского флота, и об отсутствии тылового обеспечения, и о серьезных личных ошибках Николая II, и об ошибках в тактике ведения сражения адмирала Зиновия Рожественского. Самое главное — Россия почти полностью потеряла свой флот, без которого продолжать военные действия было крайне трудно. Петербург спасло то, что японцы, уже достигшие своих стратегических целей в Маньчжурии, не видели смысла в продолжении войны. Когда мы работали над сценарием и снимали фильм – постоянно чувствовалось сопротивление. Многие говорили: «Это позор для русского флота - зачем вы снимаете фильм?». Но, не смотря на множественные отрицательные оценки, Цусимское сражение стало примером героизма и верности своему Отечеству. Многим матросам и офицерам русского флота, участвовавшим в походе, становилось ясно, что они плывут к своей гибели. И, тем не менее, русские моряки шли на смерть и, подчиняясь чувству долга, не уклонялись от неё. В этом было нечто величественное и глубоко трагичное. Так, с борта огромного броненосца «Александр III» не спасся никто из 900 человек команды. Правда, впервые за всю военную историю России были и явные предатели - целый отряд русских кораблей под командованием адмирала Небогатова поднял японские флаги с символом восходящего солнца и покорно перешёл в руки японцев. Но ведь сдались всего четыре корабля из 38 вымпелов русской эскадры, а сколько судов русского флота не пожелали сдаться врагу, сражались до последнего снаряда, а после открывали кингстоны и шли на дно, не спустив с мачты Андреевский флаг! В том числе и «Аврора» - несмотря на потери и повреждения, крейсер продолжал вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место. К вечеру 14 мая на крейсере погибли командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом и взял курс на Манилу.
Когда мы подружились с некоторыми участниками общества, мы приняли решение – снять фильм о судьбах их предков, через их взгляд на события того времени и оценки действий своих родных. Так вот, каждый из них сказал, что они считают своих прадедов героями. У каждого судьба сложилась по-разному. Кто-то, как Петр Вырубов – погиб молодым. Кто-то оказался в плену и, как прадед Ирины Холмовой, считал дни, проведенные там, лучшими в своей жизни. Именно её встречи с участниками общества и её история вошла в основу фильма: прадед Ирины, Владимир Николаев служил старшим машинным содержателем крейсера «Светлана».
Участники общества: Зиновий Спечинский, правнук вице-адмирала Зиновия Рожественского - командующего 2-ой Тихоокеанской эскадры, Константин Озеров - руководитель «Общества потомков участников Цусимского сражения»; его прадед - вице-адмирал Мануил Озеров служил на броненосце «Сисой Великий», Владимир Петров, правнук старшего механика полковника Александра Петрова с броненосца «Император Александр III», Екатерина Буянова – правнучка Петра Вырубова – капитана I ранга на броненосце «Князь Суворов», и Нина Рождественская – внучка Александра Рождественского - мичмана, вахтенного офицера на крейсере «Адмирал Нахимов». Фильм, как нам кажется, выполнил главную задачу, которую озвучила в фильме Екатерина Буянова: «Я думаю, что в природе, вообще у нас на земле, есть закон гармонии и справедливости. Столько лет пытались закрыть рты, глаза, уничтожить памятники, замолчать всё то, о чём нельзя было замалчивать - 5 тысяч молодых ребят, безвременно ушедших - за родину, за мир, за счастье всех живущих на своей родной земле. Должно закончиться это молчание и должно наступить время, когда мы должны говорить об этом. Я очень рада, что мы, наше общество потомков Цусимы, которое собиралось очень кулуарно, только на крейсере «Аврора», смогли сделать это. И говорить об этом», - продолжила Н. Колесова.
В Цусимском сражении, как уже говорилось выше, принимали участие и наши земляки. Об одном из них – Андрее Павловиче Подлесном – матросе с легендарного крейсера «Аврора» рассказывает Владимир Амбражевич в очерке «От Цусимы до Ладоги».
«Признанным является факт, что именно хладнокровие и бесстрашие, высокопрофессиональные действия экипажа, в том числе и минного электрика Подлесного, спасли «Аврору» от гибели, и она не разделила судьбу многих боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, ушедших на дно Корейского пролива», - говорится в очерке.
Но в биографии А.П. Подлесного есть ещё одна боевая страница, связанная с героической обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Андрей Павлович Подлесный родился в 1879 году на Полтавщине в крестьянской семье. В экипаж «Авроры» прибыл, когда крейсер ещё достраивался на стапелях Адмиралтейской верфи в Петербурге. Матрос Подлесный проходил обучение, участвовал в испытаниях корабля. В 1903 году «Аврора» вошла в состав боевых кораблей Российского военного флота. Для того времени это был могучий корабль, хорошо вооружённый, быстроходный, защищённый толстыми броневыми листами. Командиром крейсера был назначен капитан первого ранга Е.Р. Егорьев, потомственный русский моряк.
В январе 1904 года началась русско-японская война. «Аврора» вошла в состав эскадры, сформированной на Балтике, которая в октябре этого же года была отправлена на Дальний Восток, чтобы помочь Тихоокеанской эскадре, заблокированной японским флотом в порту Владивостока.
Многомесячный переход 2-й эскадры вокруг Европы, Африки и Азии закончился 14 мая 1905 года в Корейском проливе близ острова Цусима. Здесь её встретили военные корабли японского флота.
В ходе боя «Аврора» получила немало серьезных повреждений, пробоин, возникали пожары. Был убит командир крейсера Е.Р. Егорьев. Одним из снарядов был перебит электрический кабель управления рулём, крейсер начал делать круги, и стал мишенью для артиллерии японских судов. Пренебрегая опасностью, минный электрик Андрей Подлесный сумел быстро срастить кабель. «Аврора» вновь стала управляемой, на высокой скорости вышла из-под огня, и это спасло её т неминуемой гибели. За свой подвиг матрос Подлесный потом получил Георгиевский крест. Покинув воды Корейского пролива и оторвавшись от японских кораблей, экипаж «Авроры» похоронил с почестями своего командира на берегу одного из островов. На похоронах присутствовал и сын командира, который был на «Авроре» юнгой.
Через несколько десятилетий встретятся бывший юнга и бывший матрос Подлесный. И это обстоятельство сыграет важную роль в дальнейшей судьбе последнего.
…Вести дальше бой с японскими кораблями было бессмысленно, и «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» взяла курс к Филиппинским островам. В столице Филиппин Маниле они были интернированы американскими властями. В 1926 году, когда в поселке (ныне городе) Сясьстрое развернулось строительство целлюлозно-бумажного комбината, Подлесный появился здесь. В 1928 году комбинат вошёл в строй действующих, и минный электрик с «Авроры» возглавил электроотдел этого крупного, по тем временам, и очень значимого предприятия.
Так жили, пока не грянула война. К тому времени Андрей Павлович был уже на пенсии…
… За двадцать дней войны поселок Сясьстрой стал похож на разворошенный муравейник: многие жители уже рыли где-то окопы, противотанковые рвы, полным ходом шёл демонтаж оборудования целлюлозно-бумажного комбината и отправка его в глубокий тыл.
Трудно жилось и Андрею Павловичу Подлесному с супругой Еленой Васильевной. Голодали, как и все. Страшным ударом для них стало извещение о гибели на фронте единственного сына Николая.
11 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о создании в короткий срок в поселке Сясьстрой на базе эвакуированного Сясьского целлюлозно-бумажного комбината верфи деревянного баржестроения. Возглавить электроотдел был приглашен А.П. Подлесный. И здесь, безусловно, сказался бесценный опыт начальника электроотдела А.П. Подлесного, его флотская выучка, умение работать в экстремальных условиях.
Многие сясьские судостроители были отмечены правительственными наградами. А.П. Подлесный награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За оборону Ленинграда».
В конце 40-х (прошлого века) произошла неожиданная встреча Андрея Павловича с сыном командира крейсера «Аврора» капитана первого ранга Е.Р. Егорьева. Бывший юнга «Авроры», теперь в адмиральском звании, имевший высокую научную степень, долго разыскивал А.П. Подлесного. С этого дня спокойная жизнь пенсионера – моряка была нарушена. Андрея Павловича пригласили на «Аврору». В музее легендарного корабля выделили стенд для героя Цусимы, где поместили его бескозырку, Георгиевский крест, рукописный дневник похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток.
А.П. Подлесный, человек по натуре своей скромный, сдержанный, стал в одночасье очень известным не только в области, но, можно сказать без преувеличения, во всей стране. Он часто бывал по приглашениям в разных городах и республиках, встречался в школах, на предприятиях. Статьи о нём с фотографиями помещали в областных и центральных газетах. Несмотря на такую известность, в нем не просматривалось даже намёка на «звёздность».
В 1973 году в возрасте 94 лет А.П. Подлессный скончался. В Сясьстрое помнят А.П. Подлесного и берегут память о нём.
К печати подготовила Татьяна АЛЕКСИНА
Продолжение следует
Последние новости
Выборг и Великий Новгород: исторические связи и сотрудничество
Делегация из Великого Новгорода делится опытом с выборжанами.
Создание конного отряда следопытов в Выборге
Первый урок объединения прошёл с участием священнослужителей и учеников.
Поздравления с праздником Архистратига Михаила
Духовенство и прихожане храма святого Николая Чудотворца поздравляют всех с важным праздником.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку