МАМА МЫЛА РАМУ (Продолжение)

Какой бы идиллической не была картина обучения в начальных школах Российской империи,  рассказанная ранее , в целом население (преимущественно крестьянское) было неграмотным.

МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ

Историческое отступление

Какой бы идиллической не была картина обучения в начальных школах Российской империи,  рассказанная ранее , в целом население (преимущественно крестьянское) было неграмотным. Перепись населения 1897 года выявила, что среди 126 млн. зарегистрированных крестьян грамотными были 21,1%.

Между тем прогресс не стоял на месте, время настоятельно требовало грамотности, вопрос об обязательном начальном образовании поднимался Государственной Думой в 10-е годы ХХ века, но… началась Первая мировая война, потом революция 1917 года, потом гражданская война, мы уже говорили об этом.


В Советской России вопрос о ликвидации безграмотности был поднят в 1918 году с введением положения «О единой трудовой школе», по которому бесплатное начальное образование становилось обязательным для всех детей школьного возраста. Все частные, воскресные школы были отменены, церковь отделена от государства и школ. А 26 декабря 1919 года появился декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», обязывающий все население в возрасте от 8 до 50 лет учиться грамоте. Началась беспрецедентная в истории России кампания по ликвидации безграмотности, ликбез. Она длилась с 20-х по начало 40-годов ХХ века. Новой власти был нужен новый человек, впитавший в себя идеологию строителя социализма. Поэтому новый букварь становился мощным средством политической и социальной пропаганды: букварь 1914 года: «У ра-ка но-ра. У сур-ка нора. Ли-пу пи-ли-ли». Букварь 1920 года: «Мы не ра-бы, ра-бы не мы. Мы строим заводы». К концу 1920 года в 41 губернии Советской России работали 12 тысяч школ по ликвидации безграмотности. (В интернете, правда, приводятся разные цифры численности таких школ, но все равно впечатляет). Методы обучения становились все жестче, риторика ликбеза более агрессивной: культреволюция, культштурм. Культармейцев к середине 30-х годов было уже около 1 млн, а учащихся – до 10 млн. Грамотность медленно, но улучшалась, хотя ее критериями были только умение читать и писать свою фамилию.

Напомним, что начало 30-х годов – это индустриализация страны, которая, несомненно, требовала элементарной грамотности строителей социализма.

Поэтому в городах и рабочих поселках постепенно, с 1933 по 1937 год, было введено обязательное семилетнее образование, сельское население это не касалось. Семилетнее образование станет обязательным на всей территории СССР в 1949 году.



По данным переписи населения 1937 года среди населения старше 9 лет грамотных мужчин было уже 86%, женщин 66, 2%. Даже с учетом возможных приписок, это был грандиозный успех.

Однако, в 1940 году постановлением Совнаркома СССР обучение в 8-10 классах, а также в вузах и техникумах стало платным. Плата за обучение в старших классах и техникумах составляла 150-200 рублей за год, в вузах -300-500 рублей. Не будем вдаваться в подробности, почему это произошло, примем как факт. Плата оказалась по карману далеко не всем. Как альтернатива появилась система вечернего образования. Постановление было отменено только в 1959 году, и в учебниках истории до 90-х годов ХХ века об этом не было ни слова.

(продолжение следует)

Последние новости

Научная конференция: Обмен опытом и знаниями

Ведущие специалисты собрались для обсуждения актуальных вопросов.

Осенняя встреча ветеранов спорта в Выборге

Традиционное мероприятие собрало около 50 спортсменов из Выборгского района.

Божественная литургия в Выборге: хиротонии новых священнослужителей

В храме Преображения Господня прошла значимая церемония рукоположения.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Томске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *