От физики ускорителей – к школьному кванториуму

Когда педагогическое призвание пересиливает научное, способный ученый становится талантливым педагогом:

Когда педагогическое призвание пересиливает научное, способный ученый становится талантливым педагогом: физик-ядерщик Светлана Кучер выбрала преподавание и теперь готовит робототехников и инженеров-дизайнеров со школьной скамьи.

Накануне Дня учителя мы встретились с заместителем директора Гатчинской школы № 9 Светланой Кучер, которая преподает физику и астрономию, руководит школьным кванториумом и ведет кружки 3D-моделирования, но когда-то она изучала ускорители и готовилась защищать диссертацию в ПИЯФ.

- Светлана Евгеньевна, как молодой ученый-физик стал школьным учителем и педагогом дополнительного образования?

- По образованию я, прежде всего, учитель физики и математики, плюс аттестованный преподаватель астрономии, так что фактически работаю по специальности. Непосредственно физикой ускорителя заряженных частиц я занялась уже в аспирантуре, сочетая эту деятельность с преподаванием.

…Я родилась в Башкирии и там окончила Стерлитамакский педагогический институт, физико-математический факультет. На пятом курсе у нас читали лекции профессора Петербургского института ядерной физики, они же приглашали особо увлеченных студентов к себе в аспирантуру – в ПИЯФ, в Гатчину. Правда, обычно звали молодых людей, но я спросила: «А девчонок берете?» Преподаватель удивился, но не отказал: я успешно сдала экзамены и поступила в аспирантуру. Так я оказалась в Гатчине и стала сначала старшим лаборантом, потом младшим научным сотрудником ПИЯФ в ускорительном отделе и проработала там десять лет – до 2014 года.

- Почему вы решили уйти в школу?

- Изначально такая мысль была, все-таки не просто так я пошла в педагогический. Хотя из 25 человек нашей институтской группы только трое на данный момент работают в педагогике.

- Вы намеревались быть учителем физики?

- Да, факультет был физико-математический, из нас готовили учителей математики и физики, давали методику преподавания и того, и другого, но меня привлекала именно физика. И, собственно, в первый же год учебы в аспирантуре я стала вести физику в гатчинской вечерней школе, успешно совмещая научную и педагогическую деятельность. Потом мне предложили стать сначала заместителем, а затем и директором вечерней школы и полностью перейти в педагогику – я согласилась. Когда вечерняя школа присоединилась к 9-й, меня пригласили заместите-лем директора и преподавателем физики и астрономии.

В 9-й школе мне сразу дали физико-математический класс, через три года я выпустила этих ребят, взяла пятый физмат – и довела до выпуска. Несмотря на то, что физика по программе начинается с 7-го класса, в 5 и 6 физико-математических классах мы преподаем введение в предмет под названием «Естествознание».

- Как вы пришли к 3D-моде-лированию?

- Это началось еще в аспирантуре. Мой научный руководитель предложил мне заниматься моделированием изохронного циклотрона Ц-80. ПИЯФ закупил лицензионную программу на двадцать рабочих мест, и одно из этих мест предоставили мне. Я изучила программу, сделала первые модели сборки малого ускорителя. Я моделировала по чертежам, мне помогали конструкторы высокого класса, которые разбирались в чертежах, а я это все переводила в 3D-модели. 

Мне очень понравилось заниматься моделированием установок и объектов, и я решила организовать в школе кружок 3D-моделирования. Дети, конечно, начинают с простого, моделируют в программе «Компас». Например, вот эти шахматы делают пятиклассники. Фигуры моделируются и распечатываются на 3D-принтере из пластика. В школе используется нетоксичный биоразлагаемый пластик – PLA.

  - От циклотрона – к школьным кружкам?

- В 9-й школе я смогла реализовать свое стремление заниматься дополнительным образованием. Мы начали с нуля развивать робототехнику, 3D-моделирование. Я прошла обучение в 239-м физико-математическом лицее в Петербурге, где очень хорошо развита робототехника, и лицей проводит бесплатные курсы для учителей со всей страны (педагогам, желающим преподавать робототехнику, рекомендую проходить практику именно там).

Начинала я вести в школе робототехнику с двумя наборами конструкторов, потом мы купили еще два и два взяли в аренду у другой школы: итого, у нас образовалось шесть наборов для робототехники – а это уже оптимальное количество для группы из 12 человек.

Мы начали участвовать в соревнованиях. И параллельно занялись 3D-моделированием. Закупили первые маленькие 3D-принтеры, которые сейчас стоят на каждом рабочем месте, и дети на них работают уже с пятого класса. Постепенно наши ученики вышли на региональные чемпионаты «Юниор-Профи» и «Молодые профессионалы» и стали побеждать. Последние три года подряд мои ребята занимали призовые места на Национальном чемпионате, и сейчас мы готовим новую смену.

- Как быстро достигаются такие результаты?

- Достижения всероссийского уровня происходят на третьем году обучения. В первый год дети осваивают процесс, во второй год участвуют в разных соревнованиях, пробуют себя, а на третий год у них уже четкий настрой на победу.

- Кто больше увлекается робототехникой, 3D-моде-лированием – мальчики?

- Девочки тоже становятся призерами чемпионатов. В прошлом году, например, 6-классница Вера Уткина победила в малой региональной олимпиаде по технологии в направлении «3D-моделирование и печать» среди 7-8 классов. Она же заняла 4-е место в открытом межрегиональном чемпионате Свердловской области «Моделируй будущее» в категории 12+, а 11-классник Данил Морозов занял 2-е место в категории 14+. Шестиклассники Руслан Дроздов и Анастасия Семенова, победив на региональном этапе, приняли участие в финале Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям на базе Политеха.

География наших чемпионатов обширна – мы были в Хабаровском крае в Комсомольске-на-Амуре, в Иркутской области на Байкале, в Башкортостане и, конечно, в Москве и Петербурге. А в прошлом году ученик 9 класса Олег Ефремов принял участие в открытом международном конкурсе по инженерному трехмерному моделированию в Казахстане.

По сути, мы занимаемся инженерным дизайном. Есть соревнования, на которых мы четко по чертежам моделируем, анимируем, выполняем обратное проектирование – с готовой модели делаем чертежи для конструкторов. Есть соревнования, где также используется 3D-моделирование, но в конце нужно изготовить прототип – напечатать на 3D-принтере.

Вот эти модели поршневых насосов, например, делали 6-классники. По чертежам дети смоделировали каждую деталь, корпус, потом напечатали и собрали. Когда доходит до сборки, начинается самое интересное: если моделировать точно по чертежам, внешний диаметр поршня и внутренний диаметр цилиндра оказываются практически одного размера, и собрать конструкцию не получается. И ребята уже понимают: у них есть два варианта – либо долго и нудно исправлять дело напильником и наждачкой, либо учесть этот нюанс при моделировании и сделать поправку. Все наши пять команд – по два ребенка в каждой – справились. В этих поршневых насосах все, что нужно, двигается.

- Много ребят занимаются в кружках?

- Сейчас посещаемость такая, что мы едва справляемся – отбоя от желающих нет. Я пригласила второго педагога – эксперт из Луги Светлана Леонидовна Иванова переехала в Гатчину и стала вести у нас занятия по 3D-моделированию и прототипированию.

К открытию кванториума мы готовились целый год, подбирали оборудование, проходили курсы, консультировались с коллегами из других школ. Поскольку у нас школьный кванториум, в нем работают три лаборатории – физики, химии и биологии, а дополнительно мы выбрали три направления: робототехнику, хайтек и беспилотники. В прошлом году в кванториуме появился кружок управления беспилотниками, который ведет мой супруг. Ребята учатся управлять дронами сначала в симуляторе на компьютере, потом переходят к гоночным беспилотникам – мы купили 10 скоростных дронов. Я специально подбирала квадрокоптеры такого уровня, которые могли бы участвовать во всероссийских соревнованиях. Тут уже идет управление от первого лица: ребенок надевает специальный шлем и управляет дроном пультом, проходя трассу, огражденную сеткой, так, как если бы он сам находился на этом летательном аппарате.

Условия для развития есть, и мы этим активно пользуемся. А ребята, которые имеют успехи на всероссийском уровне, уже являются специалистами и могут даже работать на производстве. Во время соревнований они тоже получают дополнительные знания и опыт, посещают мастер-классы. Мы, кстати, приобрели в кванториум небольшой фрезерный станок, потому что и эти навыки нужны детям на чемпионатах по профессиональному мастерству.

- Ваши выпускники используют знания, полученные на этих дополнительных занятиях в кванториуме?

- Многие из наших выпускников выбирают технические специальности, в том числе связанные с робототехникой и 3D-моделированием: учатся в Горном университете, в ЛЭТИ, в Политехе – в частности, на направлении прототипирования.

- А своих дочек вы приобщили к физике или инженерному дизайну?

- Моя старшая дочь Анастасия учится в 11 классе президентского физико-математического лицея № 239 в Петербурге: она прошла испытания в «Сириусе» в математическом лагере и получила приглашение в лицейский класс – в числе 15 ребят со всей России. До этого она училась в математическом классе Гатчинского лицея № 3. Настя в команде была не раз в призерах и победителях региональных и всероссийских чемпионатов профессионального мастерства по инженерному дизайну и изготовлению прототипов. Теперь выбирает будущую профессию и ориентируется на биоинженерию, чтобы заниматься интересным и полезным делом.

Младшая – Полина тоже учится в лицее № 3, интересуется 3D-моделированием и делает успехи в этом направлении.

- Предполагалось, что в кванториуме будут заниматься дети со всего города. Удалось реализовать эту идею?

- Во время летней инженерной смены мы проводили мастер-классы для всех. Но в течение учебного года у нас пока не хватает места из-за второй смены. Очень надеемся, что с открытием школы в микрорайоне IQ у нас снизится нагрузка. Кроме того, нам нужны педагоги дополнительного образования: мы приглашаем преподавателей с инженерным, техническим, педагогическим образованием – тех, кто хочет попробовать себя в сфере преподавания 3D-моделирования, робототехники, электротехники. Можем предложить специальные курсы для повышения квалификации.

- Светлана Евгеньевна, без какого личностного качества, по-вашему, не может состояться учитель, даже если он прекрасно владеет своим предметом?

- Без терпения. Надо доходчиво объяснить ребенку суть дела (а скорость понимания у всех детей разная), дождаться, чтобы он понял и выполнил задание. Очень часто хочется вмешаться – побыстрее показать ученику, а ему надо самому пройти все этапы.

И есть еще очень важная составляющая успеха учителя: взаимопонимание с администрацией школы. Руководство 9-й школы все мои инициативы поддерживает. Мы, собственно, хотели стать «Школой инженерной культуры» и делали определенные шаги в этом направлении, приобретали оборудование, но тут поступило судьбоносное предложение от областного комитета образования – открыть кванториум на базе школы, и в нем все новаторские идеи «девятки» нашли свое воплощение.

Екатерина Дзюба

 

Последние новости

Международный экологический диктант пройдет в Ленинградской области

С 25 ноября на 15 площадках пройдет акция по экологии.

Прием граждан в Волхове: обсуждение актуальных проблем

Глава администрации Волховского района отвечает на вопросы жителей.

Заседание совета депутатов Светогорска прошло успешно

На заседании обсудили важные вопросы местного самоуправления.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Каспийске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *