Самый классный классный в Ленинградской области – Мария Столбовая: «Главное в жизни – любовь и уметь любить»
Учитель математики 3-й кингисеппской школы М. В. Столбовая стала победителем областного конкурса «Классный, самый классный-2021» в номинации «Классный руководитель 5-11-х классов».
Учитель математики 3-й кингисеппской школы М. В. Столбовая стала победителем областного конкурса «Классный, самый классный-2021» в номинации «Классный руководитель 5-11-х классов».
«Со звонком я не летела быстрее ветра домой…»
Слово «любовь» у классного руководителя и учителя математики с классной улыбкой Марии Столбовой проходит через всю ее жизнь красной и тоже классной нитью. Сама она в школу пошла как все ее сверстники едва ли полагая, что школьные стены станут для нее родными, вероятно, навсегда.
– Я пришла учиться в первый класс в 1997 году. У меня, считаю, были лучшие для меня учителя в родной 4-й школе. Это мой первый учитель начальных классов – Г. А. Волкова , она научила меня учиться и благодаря ей сформировалось серьезное отношение к учебе. Это учителя среднего звена – учитель математики Т. Г. Петрова , которая оказала большое влияние на мой выбор. А моим наставником уже в профессии в 3-й школе стала учитель математики В. Н. Неплохова . Это и ряд других замечательных педагогов. До сих пор я поддерживаю добрые отношения со своими учителями – удивительные люди мне встретились в жизни.
В школе Марии Столбовой легко давались все предметы, как точные, так и гуманитарные, любила поэзию, театральное искусство, а участь в школе, мечтала стать учителем русского языка и литературы. Между прочим, литературные логические приемы и образы можно применять и в математике – вспомним учителя математики Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране Чудес». Чем только ни увлекалась Маша, учась в 4-й школе: музыкой – училась в музыкальной школе по классу аккордеона, играла на балалайке в оркестре русских народных инструментов «Россияне». Десять лет посещала станцию юннатов, кружок охраны природы у Н. В. Лихачевой , свою роль, вероятно, сыграла профессия мамы С. Н. Мерзляковой , она трудилась овощеводом-растениеводом на «Радуге». Позже Маша увлекалась театром и все увлечения сошлись в ее дипломной работе при окончании Петербургского университета, куда она поступила сразу после школы.
– Учеба для меня никогда не была обязательной нагрузкой, а учителя были не просто преподавателями, но и старшими товарищами, с которыми можно поделиться сокровенным. Меня окружало много прекрасных людей и со звонком я не летела быстрее ветра домой, мне было интересно общение, сама учеба.
Ответ на вопрос пришёл извне внезапно: «Я хочу работать в своей 4-й школе»
Для Маши Столбовой поступление в вуз было не особенно сложно – школу закончила с «золотой» медалью, правда, в выпускном классе, у нее не было перед глазами виденья своей дальнейшей дороги жизни, мощеной желтым кирпичом, и учительская профессия не была в представлении доминирующей, но было стойкое желание двигаться по той дороге вперед. После окончания десятилетки в 2007 году Маша взяла «гадальную книгу» – сборник петербургских вузов, открыла на случайной странице и прочла: «Санкт-Петербургский государственный университет». Она решила это судьба: выбрала факультет прикладной математики –процессов управления. Однако к школе у нее было всегда особое почтение – учась в университете, приезжала в Кингисепп и встречалась со своими учителями.
Вероятно, сыграли гены: родной дед Марии, которого она, увы, не застала, в Ленинграде тоже был преподавателем математики и был связан с музыкой – играл на мандолине. Все решилось на 5-м курсе, когда задали вопрос, куда после выпуска студенты пойдут работать? Ответ Маше пришел извне внезапно – это школа и даже не в Петербурге: «Я хочу работать в своей 4-й школе». Хотя с профессией ведущего вуза «математик, системный программист», Мария могла устроиться по профилю в крупных IT-компаниях.
– Но мне скучно сидеть за компьютером, я предпочитаю живое общение в социуме, люблю детей, видеть их глаза – это большое счастье. И я приехала в Кингисепп в 4-ю школу учителем математики, сразу получила классное руководство 5Б класса. Когда впервые увидела пятиклашек, подумала – какие они маленькие, о чем я с ними буду разговаривать, после пяти лет студенчества? Прошла неделя и я поняла – главное не возраст, а открытые этому миру сердца детей, это их глаза – отражение их душ. Они все принимают за правду – искренни, открыты, честны и ничего лучше того нет. А мне было 22 года.
Конечно, школьники сразу испытывали учителя «на вшивость» – проверка прошла успешно, и они быстро нашли общий язык и подружились. В 4-й школе Мария проработала четыре года, потом перешла в 3-ю школу, где ей через год вручили 10-й предвыпускной класс, а затем наградили вновь классным руководством 5В класса, сейчас это уже 6-й класс, с которым Мария Владимировна взошла на областной пьедестал победителя профессионального конкурса «Классный, самый классный» в номинации «Классный руководитель 5-11-х классов».
Самый классный
Сначала в феврале прошлого года состоялся муниципальный этап конкурса, где на уровне районных и городских школ она стала со своим классом победителем и представляла Кингисеппский район на областном этапе, который, в связи с пандемией, состоялся позже – защита была только 29 апреля этого года.
Сначала комиссия внимательно оценивает портфолио, где каждый участник в объемной папке с выкладками и фотографиями описывает свою воспитательную систему, а затем, на практическом этапе претендент вместе со своим классом защищает свою работу перед комиссией. Правда, в этот раз по той же причине защита происходила дистанционно, но визуально, вместе со своим классом. На защиту своей концепции, которая у Марии Владимировны была основана на театральной педагогике, давалось 10 минут. Экзамен выдержали, как теперь ясно с превосходством – они стали победителями.
– А для детей этот успех – целый космос, восторг победы и буря эмоций для всего класса. Все ребята молодцы, староста моего класса Маша Карлова , ее помощник Тимофей Степанов . Я благодарна детям за их ответный шаг, я их очень люблю. Благодарна коллективу учителей моей родной школы № 4 и школы № 3, ставшей для меня родной. Особенно хочется поблагодарить директора школы № 3 Г. Г. Невскую за веру в меня, поддержку и предоставление возможности развиваться в профессии.
В чем секрет Марии Столбовой в столь доверительных отношениях в команде, какой является школьный класс?
«Я действую по интуиции и индивидуально с каждым ребенком»
– Как вы решили участвовать в столь серьёзном профессиональном конкурсе?
– Еще до первого муниципального этапа, в 2018 году я была классной 10-го класса, руководство школы отправило на курсы петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова, где играют Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Нина Усатова, учиться на курсы «Основы театральной педагогики – как ее применить в школе». Они длились в течение года на каникулах. Там у меня сложилось понимание кто такой классный руководитель и я воспользовалась бесценными знаниями. Выстроилось видение о классном руководстве, и я задумалась об участии в конкурсе, и постаралась реализовать его. Очень благодарна, что меня отправили на эти курсы.
– Трудно ли быть взрослым среди детей в качестве классного наставника?
– Вообще трудно спуститься с высоты взрослого человека на уровень ребенка, а это необходимо, считаю, надо оставаться ребенком внутри себя, разумеется, чтобы понять его. Потому что дети знают, что такое абсолютное счастье и доверие, что такое настоящая дружба – они максималисты и мы должны уметь сохранить свою внутреннюю чистоту, как они. Я все время стараюсь делать работу над своими ошибками, думаю – есть ли такое понятие как педагогические ошибки? Конечно, они есть, бывает, что и ты оказываешься не прав. Но я знаю, что, если ты что-то делаешь искренне, дети сразу это чувствуют и принимают. А значит это правильно.
– Можно ли перед детьми для пользы дела говорить неправду, срываться на крик?
– Детям никогда нельзя врать. Конечно, встречаются и те из них, кто старается тебя поддеть или сесть на шею, но здесь меня выручает интуиция как с кем себя вести. Нет четкой методики работы преподавателя с классом, как классного руководителя, есть базовые моменты, такие, скажем, как родительский день, классные часы. Но я, как правило, действую по интуиции и к каждому ребенку необходим персональный подход, поскольку все они разные. И если ты действительно любишь детей – найдешь подход. Криком не проймешь, хотя это случается иногда, но это скорее крик души, как нам говорили преподаватели в театре – эмоциональная окраска. К мальчикам и к девочкам – разные подходы, так как они различаются, но каждый ребенок уникален. Одному можно сделать строгое внушение, он обидится, а для другого это, наоборот, мотивация. Когда я вхожу в класс, сразу чувствую настроение, как общее, так и отдельного ученика. В старших классах у каждого уже имеется свое мнение, и старшеклассники уже тщательно сканируют тебя, проверяют. У них иные темы для разговора – это переходный период: о жизни, о явлениях, о любви. В средних классах иные горизонты, скажем, к тебе может подойти ученик и спросить: «У меня в коробке развелось много улиток. Можно я принесу несколько в класс?». Здесь необходимо уметь переключаться.
Что делать перед классом, если ты неправ?
– Как поступаете вы, если понимаете, что были не правы, ведь немало педагогов понимают это, но считают, что, если признать перед детьми свой очевидный промах, пострадает их авторитет .
– Если ты сам не будешь меняться, то и мир вокруг тебя останется неизменным. Дети впитывают поведение взрослых, как губка, берут пример поведения со старших и станут вести потом себя также – в них созреет убеждение, что он всегда прав, а признать свою неправоту – это нечто постыдное и тебя перестанут уважать. Если ты знаешь, что оказался неправ, обидел незаслуженно, но продолжаешь настаивать на своей правоте – дети себя начинают вести также.
«Когда при встрече в классе говоришь: «Ребята, вчера я была неправа», весь класс выдыхает: «Мы вас любим!»
– Я не боюсь перед классом признать свою ошибку. Они это не только понимают, но они этого ждут, у них острое восприятие справедливости. Когда при встрече в классе говоришь: «Ребята, вчера я была неправа», весь класс выдыхает: «Мы вас любим!». Как-то я несправедливо настояла на своем мнении, потом неделю переживала, а когда заходила в класс, стояла тишина, дети встречали настороженно, я это чувствовала. На классном часе попросила всех сесть в круг и произнесла те же слова: «Я была не права». Напряжение сразу снизилось, а что еще важнее, я почувствовала облегчение внутри себя. У нас очень дружный класс и, если желаешь сохранить это тепло, которое есть в классе, ты должен уметь просить прощения. Мы взялись за руки в кругу и у всех отлегло от сердца, а дети тоже стали просить прощения, если в чем-то были неправы.
– Какие качества вы бы назвали главным для классного руководителя?
– Это вопрос непростой, с ходу не ответишь… Первое, что приходит – это любовь. Надо понять, полюбить, уметь радоваться каждому дню вместе, несмотря ни на что. Я работаю по таком принципу: уметь принимать себя, принимать других, уметь слышать себя и слышать других, видеть себя и позволить другим видеть тебя тоже. Этим принципам меня научили в петербургском Большом драматическом театре. Подводя черту знаменателя, можно выразиться так: самое главное – это любовь и умение любить.
Д. Власов
Читать свежий номер газеты “Восточный берег”
Последние новости
Выборг и Великий Новгород: исторические связи и сотрудничество
Делегация из Великого Новгорода делится опытом с выборжанами.
Создание конного отряда следопытов в Выборге
Первый урок объединения прошёл с участием священнослужителей и учеников.
Поздравления с праздником Архистратига Михаила
Духовенство и прихожане храма святого Николая Чудотворца поздравляют всех с важным праздником.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией