Михаил Левшин: «Надо, чтобы классика была не скучной, а узнаваемой, любопытной, даже смешной»

Художественный руководитель и директор областного театра «Комедианты» Михаил Левшин — о карантине до карантина, о фестивале для детей-сирот и о сохранении традиций русского психологического театра.

Художественный руководитель и директор областного театра «Комедианты» Михаил Левшин — о карантине до карантина, о фестивале для детей-сирот и о сохранении традиций русского психологического театра.

Адрес театра: Лиговский проспект, д.  44, Санкт-Петербург

Сайт:  https://komedianty.com/

—Михаил Александрович, как прошло окончание сезона в  вашем театре?

—  Есть такая книжка Марины Влади про Высоцкого «Прерванный полет». Вот у  нас в  театре точно такое ощущение. В  апреле мы  планировали 10 выездов в  Ленинградскую область в  разные концы, планировали до  конца сезона выпустить два спектакля по  очень интересным материалам. Один из  них  — произведение великого французского писателя, драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Я  как-то зашел в  книжный магазин в  Гатчине и  обнаружил там книжку. В  ней была повесть Шмитта «Дети Ноя». Он  просто мастер истории, он  их  добывает из  жизни, осмысливает, конструирует, делает вполне пригодными для театра. Повесть о  еврейских мальчишках времен Второй мировой войны. Реально существовавший человек, бельгийский священник, спас этих мальчишек, рискуя своей жизнью, и  они всю жизнь были ему за  это благодарны. А  главное, герой  — еврейский мальчик Жозеф  — осознает, что религия, которая была дана ему от  рождения (иудаизм), ему не  нравится. Это история становления духовной жизни человека, а  Антон Павлович Чехов говорил, что сюжет пьесы  — это становление характера.

— Когда планировалась премьера?

— К  9  Мая. Сыграть хотели 4  мая.

Еще мы  придумали одну вещь и  должны были 22  июня в  поселке Сиверский Гатчинского района делать композицию, которая называлась «Последние письма». Это письма немецких офицеров и  солдат домой со  Сталинградской битвы. Это оказались такие душераздирающие письма о  том, как они попали в  эту «мясорубку», как их  обманули, ведь они шли на  победную войну!.. Взглянуть с  этой стороны на  войну тоже не  грех. Эту композицию мы  перенесли на  осень, и  гатчинцы, я  надеюсь, ее  увидят.

В  Волхове и  в  Волосово планировали давать специальную программу «Нам дороги эти позабыть нельзя».

11  сентября мы  собираемся открыть сезон на  стационаре спектаклем «Джульетта выжила» о  том, как люди выживают, когда на  планете бушуют вирусы. Мы  его планировали задолго до  карантина.

— Автор написала эту пьесу сейчас?

— Юлия Тупикина написала ее  еще в  2015 году. Драматурги  — такие люди, они предвосхищают события. Там такая история, когда люди боятся выйти на  улицу, а  девушка по  имени Джульетта и  молодой человек понравились друг другу по  скайпу. Но  проблема была в  том, что они боятся встретиться. Но  эту пьесу мы  не  просто играем. У  нас есть программа «Диалог», когда мы  обсуждаем пьесы со  зрителями. Без этой программы мы  вряд  ли бы  рискнули ставить эту пьесу, интересную своим материалом, своим предсказанием. В «Диалоге» мы  обсуждаем разные темы. Одна из  них называлась «Семейный психотерапевт». Реальный психотерапевт написал о  взаимоотношениях мужчины и  женщины, которая хотела свободных взаимоотношений, свободного брака, а  он  хотел семью, регистрацию, детей. И  они приходят к  психотерапевту…

— Вы  на  какой площадке обсуждаете?

— На  Лиговском, 44, в  театре. Программа «Диалог» пересеклась с  областным проектом «Народный театр». Мы  вместе с  коллегами из  областных театров «На  Васильевском» и  «На  Литейном» должны были отслушать большое количество самодеятельных артистов (кстати, были из  Гатчины). И  надо было выбрать пять лучших, разрешить им  ходить на  наши репетиции, и, более того, каждый из  них должен был выйти на  сцену хоть в  какой-нибудь небольшой сцене. Для программы «Диалог» мы  нашли пьесу Олега Богаева «Дневник влюбленного прокурора». Вот в  этой пьесе и  участвовали эти самодеятельные артисты. Были очень талантливая девушка и  парень молодой из  Гатчины. Идея нам показалась очень интересной, любопытной. Мы  расширяем свои возможности. Мы  вместе читали эту пьесу, наш режиссер и  актер Андрей Вячеславович Никитинских этим руководил. А  незадолго до  этого он  поставил сказку Бажова «Синюшкин колодец». При этом он  сам  — правнук Бажова, с  Урала.

— Вы  увидели какие-то новые возможности для театра в  онлайн-форматах, которые пришлось развивать в  период пандемии?

— У  меня есть хороший знакомый Игорь Овчинников, он  работает в  театре Фоменко в  Москве. Занимается вот этими интернет-театральными проектами. Когда-то с  моей покойной сестрой Еленой Александровной Левшиной они сделали проект «Театральная паутина» и  в  Интернете показывали спектакли. Но  для этого надо снимать спектакль по  закону кино, с  монтажом, несколькими камерами и  т.  д. Когда-то была мода на  телевизионные спектакли, но  они и  снимались специально для телевидения. То, что было сейчас,  — это вынужденная мера. Нам надо было найти причину, зачем мы  это делаем  — выкладываем записи спектаклей в  Интернет. И  мы  нашли: это наша история, документальное подтверждение нашей длинной творческой биографии. В  прошлом году нам исполнилось 30 лет.

— Как прошел юбилей?

— Он  прошел в  Доме актера, потому что в  нашем театре на  110 мест не  хватало места для всех желающих. Массовые зрительские аудитории мы  собираем в  области. Кстати, хочу сказать без всякого пафоса, что мы  очень любим зрителей Ленинградской области. Это открытый, любопытный, благодарный зритель. Наши премьеры по-особому здесь звучат. И  с  другими областными театрами мы  всегда находимся в  творческом общении. Особенно чувствовалось это в  Год театра в  2019 году, когда мы  вместе выезжали на  фестивали в  Вологду, в  Сыктывкар. В  Сыктывкаре была даже дорожка для прохода актеров на  манер голливудских звезд. Было очень торжественно. Объявляли: «Театры Ленинградской области», и  мы  шли и  приветствовали зрителей.

— Какие залы вам особенно нравятся в  Ленинградской области?

— Например, наш театр ездил в  Кириши даже тогда, когда другие областные театры туда не  ездили. В  Киришах очень современный ДК, и  нам там очень нравится. Нам давали автобус бесплатный, прекрасно нас принимали, а  какие отзывы писали!.. И  с  театром «Апрель» в  Лодейном Поле у  нас особые отношения. Там прекрасный зритель. У  нас в  театре работает Алена Азарова, она из  Лодейного Поля, ее  мама была артисткой театра «Апрель». У  нас огромная дружба с  Волосово. Во  Всеволожск мы  ездим на  фестиваль с  удовольствием. А  в  сентябре мы  едем в  Кировск и  в  Сосновый Бор. В  Кировск везем и  детский спектакль, и  взрослый «На  чистую воду». А  в  Сосновый Бор  — давнишний наш хит «Дурочка» по  пьесе Лопе де  Вега. «Ведь есть тому в  истории примеры, что блещут женщины умом, но  высший женский разум в  том, чтобы не  умничать сверх меры»,  — такие там прекрасные тексты.

Еще спектакль на  подходе, черновой эскиз с  премьерой мы  уже сыграли  — это «Квадратура круга» Валентина Катаева. На  третьем курсе Театрального института в  самодеятельности  ДК Горького в  Ленинграде я  поставил эту пьесу. В  ней участвовал тогда молодой Николай Григорьевич Лавров, который уже давно ушел из  жизни. Он  долго был артистом областного Малого драматического театра. В  пьесе еще играл Лев Геннадьевич Сундстрем, потом много лет работавший ректором Театрального института. Вот такие тогда были участники самодеятельности. Теперь я  вернулся к  этой пьесе.

Еще мы  работаем над произведением Марины Цветаевой «Повесть о  Сонечке». На  стихи Цветаевой прекрасный композитор Владимир Дашкевич, с  которым мы  сотрудничаем, написал музыку, а  ведь очень непросто написать музыку на  стихи Цветаевой, но  он с  этим справился, как справлялся и с  «Бумбарашем», и  с  другими произведениями.

— Как Вам кажется, что захочется публике смотреть в  сентябре-октябре, когда мы, пусть частично, пройдем этот период? Все уже устали от  неопределенности, тревожности…

— Независимо от  пандемии зритель и  раньше приходил в  театр за  расслаблением, за  улыбкой, за  положительными эмоциями. Одна из  наших премьер  — «Лекарь поневоле» Мольера. На  афише написаны слова Мольера: «Я  должен смешить людей, исправляя их». Вот когда театр сочетает кажущуюся легкость, комедийность и  настоящую серьезную позицию, начиная с  автора, мне кажется это самым ценным.

Что такое классика и  ее  трактовка? Надо, чтобы она была не  скучной, а  узнаваемой, любопытной, даже смешной. Порой, заставить смеяться зрителя бывает сложнее, чем заплакать. «Квадратура круга»  — комедия, водевиль, но  все равно в  ней  — «сказка ложь, да  в  ней намек, добрым молодцам урок».

— Будет  ли продолжаться фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга  — детям», который вы  делаете для детей-сирот?

— Конечно. Он  бывает в  ноябре, и  в  этом году я  рассчитываю, что он  состоится. Этот проект потому еще продолжается, что, однажды начавшись, фестиваль поселил в  души детей вероятность такого праздника, они каждый раз этого ждут и  спрашивают о  нем, и  мы  им не  можем отказать. Конечно, нас поддерживает и  правительство области, и  областной комитет по  культуре. Этот проект продолжается уже порядка 25 лет.

— По  прошествии 30 лет будете  ли Вы  что-то менять в  стратегии задуманного когда-то Вами театра или ничего не  будете?

—  Ежегодно, ежемесячно, ежедневно руководитель думает, что делать дальше. И  я  не исключение. У  меня такая позиция  — преумножить и  сохранить достигнутое. Живая классика  — наше кредо, это всегда востребовано и  актуально. Однажды в  Союзе театральных деятелей мы  обсуждали жизнь театров, то, что награды на  конкурсах, таких, как, например, «Маска», мы  часто получаем с  формулировками «за  дерзновенное новое решение» или с  какими-то похожими. Я  сказал тогда: «Нельзя  ли сделать номинацию «за  сохранение традиций русского психологического театра?». Оказывается, Гоголь написал не  про увальня Подколесина, которому лень встать с  дивана и  жениться, а  про великого философа, про то, как он  думает о  себе, в  конце пьесы он  убегает из-под венца в  жутком состоянии страха: «А  почему нельзя без шляпы или почему нельзя в  окно выскочить?». В  современной трактовке он  остается свободной личностью. Опускается маразм всего происходящего, что при этом плачет невеста, и  не  происходит великого святого дела  — создания семьи. Гоголь написал документ, как играть «Ревизора», но  это не  только про «Ревизора»: герои должны с  жаром отстаивать свою позицию, и  только со  стороны виден пустяк их  заботы. Вот это и  есть наше кредо: каждый раз находить, чтобы классика оставалась классикой, но  было живо и  интересно.

У  нас есть удачный спектакль по  Тургеневу «Му-Му», пантомима без слов. И  вот представьте себе, что мы  решили  бы «ударить» сейчас по  пластическому театру: зачем слова, у  нас будет больше пластических пьес! Но  таких сильных, крутых разворотов мы  не  собираемся делать, а  собираемся искать прекрасную литературу, чтобы наше исполнение было достойно идей и  чаяний великих талантливых авторов.

Галина Паламарчук

Последние новости

Фонд 'Дрозд' запускает новый проект по поддержке молодежи

Инициатива направлена на помощь молодым людям в развитии их навыков и карьерных возможностей.

Публичные слушания по проекту многоэтажного дома завершены

В Кировске одобрили увеличение этажности нового жилого здания.

IV Всероссийская премия «Молодой промышленник года»

Руководителей промышленных предприятий Ленинградской области приглашают участвовать в премии.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Сарове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *