Взгляд художника на «Лукоморье»
Ирина Литвина – художница из Петербурга, любительница и знаток русского стиля в одежде – с удовольствием посмотрела дефиле, которое было представлено в рамках фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье».
Ирина Литвина – художница из Петербурга, любительница и знаток русского стиля в одежде – с удовольствием посмотрела дефиле, которое было представлено в рамках фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье». И не только поделилась впечатлениями о празднике самобытной моды, но и рассказала о традициях народного костюма.
— Фестиваль оставил радостное впечатление многообразием ярких работ и прекрасной организацией. Организатор и руководитель «Лукоморья» Наталья Юрьевна Косьянковская проделала колоссальную работу. Об этом говорили и зрители, и участники. Это отметили и мастерицы из Якутии – творческое объединение «Уктэл» под руководством Людмилы Петровны Жирковой, которые получили Гран-При фестиваля.
Творческое объединение «Уктэл»
Уютный Центр творчества юных доброжелательно встречал и провожал три летних дня (с 29 июня по 1 июля, — Прим. ред. ) участников и гостей фестиваля. Выставка была развёрнута в фойе, коридорах и на сцене. Целых пять дней мастерицы студии лоскутного шитья «Гатчина «и Карташевского клуба лоскутного шитья «Сударушка» работали над этой экспозицией.
На конкурс, который проходил в рамках фестиваля и назывался «Русь моя – песня светлая» было заявлено 170 участников из ближних и дальних уголков России и Белоруссии. Здесь и независимые авторы, художники и мастерицы, занимающиеся в клубах, студиях, взрослые и детские коллективы. Они работают в самых разных техниках и направлениях лоскутного шитья, вышивки, аппликации, вязания.
Зрители с восхищением детально разглядывали произведения декоративно-прикладного искусства.
Наталья Косьянковская
Но больше всего меня впечатлило дефиле. Я очень люблю традиционные народные костюмы. Меня восхитило мастерство и фантазия авторов коллекций, которые умело используют народные мотивы в современных моделях.
И как-то сама собой явилась мечта о воплощении возможностей народного творчества в процессе создания новых современных и традиционных русских коллекций, которые смогли бы стать не просто выставочными образцами, но любимыми платьями на праздник и на каждый день. Ведь русская глубинка всегда славилась мастерицами, создававшими своими руками удивительные по красоте вещи. Девушки сами шили себе приданое. Старинные фотографии доносят до нас их лица в венцах и кокошниках, исполненных с великолепным мастерством.
— Ирина, почему народное прикладное искусство и народный костюм до сих пор так привлекателен для современного человека?
— Чудо народного прикладного искусства заключается в создании удивительных образов, в них сам уникальный национальный костюм — то самое явление, где задействовали все элементы народного обихода. Вспомним понёву — длинную женскую украшенную узорами и вышивкой юбку, надевавшуюся на рубаху и оборачивавшуюся вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур — гашник. Сверху носили передник. Летник с просторными рукавами, опашень с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. В холода поверх таких длинных одежд надевались меховые воротники, душегреи. Опашень – верхняя мужская и женская одежда свободного покроя и обилие головных уборов: полотняные шапочки — повойники, платки, кокошники с твердой подложкой на лбу, в каждой области были своей формы. К головным уборам крепились серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник-чепец и платок.
По одежде можно было определить возраст и статус владелицы. Эту одежду богато декорировали, в орнамент вплетали изображения людей, животных, птиц, растений и геометрические фигуры. Наиболее часты изображения солнечных символов, круги, кресты, ромбические и треугольные формы. Одежда шилась из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шёлка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, пока их не вытеснила городская мода.
Великолепные аксессуары: кокошники, сумочки, пояса, традиционные ювелирные изделия поместились в бабушкиных сундуках на долгое время. Сегодня снова востребованы расписные детали интерьера, декоративные текстильные и резные панно.
Кстати, и на многих зрителях, была чудесная одежда ручной работы.
Я очень рада, что стала свидетельницей прекрасного праздника -торжества художественного вкуса и национального стиля. Я знаю, что фестиваль проходит в Гатчине раз в два года с 2005-го, но я на него попала впервые. Надеюсь, что в 2026-м – не пропущу.
Справка.
Во время дефиле на сцене ЦТЮ были представлены коллекции:
«По травкам муравкам» — творческое объединение «Ташин-стайл», г. Первомайск, Нижегородской области;
«Синегорье» — Ольга Тимофеева, г. Сысерть, Свердловской области;
«Древнерусские изразцы» — творческая группа «И ситец, и парча», г. Санкт-Петербург;
«Стеганный жилет» — Елена Болохова, г. Севастополь;
«Купальский цветок» — Алёна Плетнёва, г. Челябинск;
«Деловые образы с якутским орнаментом: офисный стиль» — творческое объединение «Уктэл», г. Якутск;
«Деревянное кружево России» — квилт-студия «Тропинка», г. Киров;
«Мирослава» — Екатерина Быченкова, г. Смоленск;
«Птичий дворик» — творческое объединение «Ташин-стайл», г. Первомайск, Нижегородской области;
«Курток много не бывает» — Татьяна Новикова, г. Москва;
Детская куртка – Надежда Белоусова, г. Санкт-Петербург;
«Белых яблонь дым» — квилт-студия «Тропинка», г. Киров;
«Фрида» — Екатерина Быченкова, г. Смоленск;
«И в пир, и в мир» — Светлана Антонова, г. Гатчина;
«Скатерть-самобранка» — квилт-студия «Тропинка», г. Киров.
АС-Медиа
На верхнем фото: Ирина Литвина
Последние новости
Художники приносят праздник
Говорят, есть такая примета в Выборге: когда в галерее ВЦ «Эрмитаж-Выборг» на Димитрова, 5, открывается рождественская выставка, праздник приходит в город.
Выборжцы достойно выступили на музыкальных конкурсах в столице Карелии
Перрон Ладожского вокзала, откуда отправлялась «Ласточка» на Петрозаводск, выглядел в этот вечер не совсем обычно: в толпе пассажиров можно было заметить молодежь и детей с сопровождающими их родителями.
С пастырским словом
19 декабря 2024 года, по благословению правящего архиерея, епископа Выборгского и Приозерского Варнавы, по приглашению администрации муниципального образования Рощинское городское поселение,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией