Эстонский приход Тешково

В конце XIX — начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении,

В конце XIX — начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении, в том числе и в окрестности нынешнего города Волосово.

Одними из первых в районе появились эстонские семьи в деревне Тешково (Бегуницкое сельское поселение). Первый период жизни переселенцев был довольно трудным, так как они вселялись в глухие лесные местности, получая землю в первобытном состоянии на 4-6 лет без арендной платы, и после этого по 2-4 рубля за десятину. Лишь немногие владельцы поместья, такие как помещик из Бегуниц, иногда давали им подъемные в размере 100 рублей на строительство дома. На расчищенных в течение первого лета от леса и вспаханных полянках посеяли рожь, с весны следующего года начали строиться на своих участках. Благодаря сельскохозяйственному опыту, который они принесли с собой из Прибалтики, эстонские крестьяне развили свои хозяйства лучше окружающего местного населения. По этому поводу окрестные крестьяне без всякой зависти и не без уважения говорили: «Дивья им жить. Ены чухны. Ены умеют». Напомним, «чухнами», или «чухонцами», с давних пор жители Петербурга и губернии беззлобно называли карело-финское и эстонское население, проживавшее в этих краях. В хутора в округе Тешково эстонцы перенесли приемы крестьянского хозяйства со своей родины. Здесь были те же четыре поля: одно под паром, другое засеяно рожью, третье – овсом, а четвертое – частью житом, а частью льном. Постройки переселенцев тоже были эстонского типа, только с непременной русской печью в избе. Ко двору примыкал огород, где выращивали картофель, капусту и другие овощи. Сельскохозяйственными машинами эстонские колонисты не пользовались – работали старым дедовским способом: пахали, сеяли, молотили так, как это делали на их родине. С участков, величиной от 15 до 25 десятин, они собирали хлеба столько, что им хватало и аренду заплатить, и самим прожить. Арендную плату они вносили деньгами, вырученными от продажи зерна и молочных продуктов. В лучшие годы некоторые эстонские семьи имели по три лошадей и четыре коровы. Держали переселенцы и овец. Для переработки шерсти построили шерстобитную мастерскую. Из полученной пряжи женщины ткали материю на одежду.

Крестьянин за плугом. Эсты. Ленинградская обл. 1926

По мере того, как все больше эстонцев время от времени приезжало в Тешково, они начали задумываться над строительством школы и церкви. Денег, казалось на несбыточную мечту, не было. Тогда эстонская община взяла ссуду на 2000 рублей. Эти деньги были использованы для покупки земли поместья Марии Сергеевны Александрович. Построили школу, в парке мызы в 1882 году деревянную церковь Святой Троицы. Веймарн, помещик соседнего имения Каськово, пожертвовал на строительство 100 рублей. До начала 20 века это была первая эстонская сельская школа в Санкт-Петербургской губернии.  Преподавание в ней велось на родном языке. Поскольку дети в основном жили далеко от школы, при ней построили приют. В нем расположились спальные комнаты, столовая, библиотека.

Первоначально селение Малое Тешково и разбросанные вокруг многочисленные эстонские хутора входили в состав финского прихода Губаницы. К 1902 году Тешково самостоятельный эстонский приход. Его границы совпадали с границами финского прихода Гyбaницы. В 1904году приход Тешково насчитывал 3500 прихожан эстонцев и 30 немцев.

Dнутренний вид избы эстов

С 1905 по 1906 год пастором прихода Тешково стал Якоб Кукк. Он родился 9 сентября 1879 года. В 1893 году закончил теологический факультет  университета в Тарту. Затем работал вспомогательным учителем в собрании Святого Иоанна в Санкт-Петербурге. С 1903 года работал в приходе Тарту. Впоследствии стал епископом эстонской лютеранской церкви и оставался им до самой смерти 1933 года. «Он был прекрасным проповедником и оратором, способным тронуть сердца людей». К тому же слова пастора чередовались со стройным пением общины под сладкие торжественные звуки органа, который подарила Немецкая община из Нарвы. «Медленными тяжелыми раскатами несется то мощное, то тихое и замирающее гудение органа. Все смотрят в молитвенники, набожно поют, в общем стройном хоре выдаются свежие молодые голоса детей. Пока идет богослужение, никто не проронит ни слова, никто не обернется на вас и уже, наверное, не уйдет до тех пор, пока священник не произнесет последнего напутствия и пока последний звук органа не замрет в наступившей тишине» — вспоминали прихожане Троицкой церкви.

В феврале 1917 года в Тешково пришло известие о свержении царской власти. Это вызвало смешанные чувства, никто не знал, что ждать дальше. Революционные события и Гражданская война нарушили обычный порядок в жизни прихода. В школе запретили религиозные предметы. Декретом от 18 декабря 1917 года отменены церковный брак, крещение, регистрация рождения младенцев в церкви, регистрация смерти и соблюдение церковных обрядов. Метрические церковные книги необходимо передать чиновникам административной власти на местах. Прихожане были против новых порядков. Священнослужители спрятали церковные метрические книги на чердаке храма. Вероятно, благодаря этому они сохранились и сейчас находятся в Центральном Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга.

Пастор Якоб Кукк

Церковное руководство прихода Тешково попало под строгий контроль административных чиновников, что привело к частой смене пасторов. Некоторые были подвергнуты репрессиям как лица, поддерживающие белое движение и контрреволюционные мятежи. В результате чего на несколько приходов служил один пастор. Так с 1921 по1930год пастор Мазинг Август Янович обслуживал шесть приходов: Тешковский, Губаницкий, Жеребятский, Копорский, Новосельский и Новонисковицкий. Но и его не обошла волна репрессий. Его арестовали 11 февраля 1930 года, а 11 ноября приговорен Тройкой ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе к 10 годам лагерей. Освободившись досрочно, он поселился в Вологде. В июне 1938 года вновь был арестован и 10 октября приговорен к расстрелу.

С 1930 по 1937 год его заменил пастор Молосковицкой кирхи Шульц Лео Йоханнес. Его арестовали 2 августа 1937 года Волосовским РО НКВД по обвинению в «шпионской деятельности», одновременно арестовано около сотни его прихожан, которые проходили по «делу Шульца». Лео Шульца приговорили Комиссией НКВД и Прокуратурой СССР 19 ноября 1937года  к высшей мере наказания — расстрел. Приговор приведен в исполнение в Ленинграде 24 ноября 1937 году. Место захоронения неизвестно.

В 1937 году евангелическо-лютеранская церковь Святой Троицы в Тешково была закрыта и больше никогда не открывала свои двери прихожанам. Сейчас только вековые деревья и заросли акации старинного парка напоминают о некогда существовавшей эстонской общине Тешково.

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, краевед

Последние новости

Художники приносят праздник

Говорят, есть такая примета в Выборге: когда в галерее ВЦ «Эрмитаж-Выборг» на Димитрова, 5, открывается рождественская выставка, праздник приходит в город.

Выборжцы достойно выступили на музыкальных конкурсах в столице Карелии

Перрон Ладожского вокзала, откуда отправлялась «Ласточка» на Петрозаводск, выглядел в этот вечер не совсем обычно: в толпе пассажиров можно было заметить молодежь и детей с сопровождающими их родителями.

С пастырским словом

19 декабря 2024 года, по благословению правящего архиерея, епископа Выборгского и Приозерского Варнавы, по приглашению администрации муниципального образования Рощинское городское поселение,

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Челябинске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *