Георгий Победоносец обрел образ в витраже
6 мая в Зеленогорске митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсофонием был освящен новый храм Георгия Победоносца.
6 мая в Зеленогорске митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсофонием был освящен новый храм Георгия Победоносца. На торжественной церемонии присутствовали представители епархиального управления, высшие руководители Петербурга и Ленинградской области и Петербургского Законодательного собрания, храмоздатели церкви. А центральный витраж храма – Георгия Победоносца создал художник из Кингисеппа Виктор Федосеев .
От креста до храма – пять лет
Почему именно в курортном Зеленогорске появился храм воинского покровителя – св. великомученика Георгия Победоносца? Церковь построена на территории бывшего военного городка, стоящего на страже нашей границы. В 2016 году на его месте был воздвигнут поклонный крест, а возведение храма началось год спустя. Проект разработан группой компаний «Росинжиниринг» под руководством архитекторов Светланы Плотицыной и Евгения Денисова . Строительство на пожертвования благотворителя Бориса Ротенберга осуществила компания «ЭкоИнжСтрой».
Открытие состоялось в престольный праздник храма – День памяти святого Георгия Победоносца – 6 мая – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм и совершил Божественную литургию. Ему сослужили духовные лица епархиального управления, клирики храма, другие священнослужители. В их числе – настоятель протоиерей Вячеслав Никитин . Среди молящихся присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов , председатель петербургского Законодательного собрания Вячеслав Макаров , губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко , представители местной администрации, а также благотворитель Борис Ротенберг и ктитор (храмоздатель) церкви – Сергей Шульга .
Александр Беглов: «Мы не делим наших жителей на городских и областных…»
Владыка поздравил всех собравшихся с пасхальной радостью, поскольку этот великий праздник в Церкви длится сорок дней и обратился к присутствующим. Он отметил, что новый храм – это радость, источник благодати Божией: «Сюда люди будут приходить, потому что это дом Божий. Храм – дом Божий, а не человеческий… Георгий Победоносец полюбился у нас на Руси. Сын князя Владимира Ярослав Мудрый был крещен с именем Георгий. Он построил Юрьев монастырь в Новгороде, город Юрьев. Имя Георгий носил основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий. Он основал город Юрьев-Польский, который и сейчас существует во Владимирской области. Изображение святого Георгия есть на монетах и гербах России и Москвы. Мы продолжаем чтить этого святого, многие мужчины носят его имя. Теперь появилось еще одно место, посвященное ему. Будем приходить сюда, просить его помощи, заступничества перед Господом» .
Александр Беглов обратил внимание на то, что храм находится на границе между Санкт-Петербургом и областью и поблагодарил губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко за сотрудничество: «Мы не делим наших жителей на городских и областных. У нас два субъекта федерации, но одна агломерация» . Петербургский губернатор выразил признательность представителям бизнеса, которые внесли свой вклад в возведение храма, поблагодарил строителей и архитекторов, которые спроектировали и возвели храм.
– Сегодня произошло великое чудо, – отметил Борис Ротенберг. – Мы ищем чудес, мечтаем о них с детства, а сейчас мечты воплотились. Прекрасно, что здесь освящен храм, где люди могут соединиться с Господом, получить от священнослужителей ответы на духовные вопросы.
Он поблагодарил всех, кто внес лепту в созидание храма.
А исполнение сюжета церковного интерьера Георгия Победоносца – большой витраж, который должен по замыслу служить и большим арочным окном было поручено кингисеппскому художнику Виктору Федосееву, с которым мы встретились, и он рассказал, как велась сложная кропотливая работа с витражом для храма.
Для витража Георгия Победоносца планируется построить рядом часовню
Виктор Федосеев – художник-витражист, предпочитающий технику Тиффани. О своем проекте – витраже Георгия Победоносца, созданного для православного храма, он рассказал.
– Витраж воителя Георгия Победоносца я выполнил по заказу. Над ним работал почти три года, работа была, не скрою, тяжелая, особенно, учитывая размеры витража – почти два на четыре метра. Предполагалось, что витраж должен стать функциональным – служить и в качестве центрального арочного оконного проема в церкви. Сюжет и образ мне был задан, а основным моим куратором стал ктитор С. Н. Шульга. Договорились, что образ Георгия Победоносца, поскольку это и оконный витраж, будет выполнен не в строгом иконописном стиле, а в реалистичном, как писали для храмов холсты, к примеру, русские живописцы Серебряного века. И для образца была взята такая картина.
Поэтому в изображении Святого допускалась определенная художественная свобода, реалистичные отступления, разумеется, обсуждались со священнослужителями. Но при создании эскиза витража необходимо было приблизить готическое искусство к православной традиции. Все эти согласования и обсуждения заняли довольно много времени, но без этого никак – витраж предполагался устанавливать в церкви. При создании объемного витража, учитывая его размеры, как подчеркнул художник, помимо иконографии, пришлось решать и непростую инженерную задачу: чтобы витраж держался и мог вынести напор ветра, пришлось делать металлический каркас, который надо было аккуратно и, по возможности незаметно, вписать в изображение. Каркас пришлось резать, сваривать из металла, зашкуривать, задуманное выполнить удалось вполне – зрителю каркас почти незаметен.
Образ воителя Георгия Победоносца был создан с особым смыслом: зло, безусловно, должно быть пресечено, если все иные мирные духовные пути его отвержения уже использованы, осталась расплата, дабы его пресечь.
В итоге работа была предварительно одобрена, но сам витраж получился тяжелым – примерно 300 кг весом, что тяжеловато для оконного проема. Его поднимали десять человек, а нести витраж необходимо только вертикально, если перемещать его горизонтально, он может рассыпаться. Временно его установили у храма в обрешетке.
– По предложению губернатора А. Ю. Дрозденко было решено специально для витража рядом с церковью построить часовню в том же стиле с куполом-луковкой, где разместить витраж для прихожан под освященным покровом как доминанту часовни. И это планируется сделать уже в этом году. Надеюсь, что так и произойдет.
Сейчас Виктор Федосеев начал работу над новым витражным заказом тоже для храма – Троицей Рублева. Также продолжает делать витражи для Малого Порохового амбара в Ивангородской крепости.
Д. Власов
Читать свежий номер газеты “Восточный берег”
Последние новости
Регион обновил парк школьных автобусов
В 13 районов Ленинградской области переданы 40 новеньких школьных автобусов.
Заключён под стражу за поджог банкомата.
Заключён под стражу за поджог банкомата.
В Ломоносовском районе продолжается строительство моста через реку Стрелка
Оно проходит в рамках капремонта трассы между Аннино и Разбегаево. Специалисты смонтировали более двух десятков балок, длина которых составляет 11 метров.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи