История народного образования на территории Сясьстройского городского поселения. Часть II
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Часть II Земская школа села Сясьские Рядки
«Ведомость о церкви Успения Пресвятой Богородицы Новоладожскаго уезда Успенскаго Сяськаго погоста за 1859 год». Это первый найденный документ, дающий информацию о том, что священник Иоанн Соболев « …в своей квартире обучает детей безвозмездно с 18 сентября 1852 года ».
Через 10 лет он обратился в Новоладожское Земство с просьбой «о награде за труды по занятиям в Сясьско-рядковской школе». Учитывая лестные отзывы Училищного Совета о его трудах, Земское собрание постановило: « За труды священника Соболева наградить его 100 р., для чего и внести сей расход в смету на 1870 год ».
Дополнение. Иоанн Иоаннович Соболев (1826 - 1893) - дьяческий сын. Окончил курс в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии с аттестатом второго разряда. «Во священники к сей церкви рукоположен» 26 февраля 1849 года в возрасте 23 лет. При обозрении Епархии Его Высокопреосвященством в 1851 году « обратил на себя особое внимание и получил Архипастырское благословение». Характера хорошего, усерден и благонадёжен. Судим и штрафован не был. В 1859 году был удостоен бронзового наперсного креста на Владимирской ленте и такой же медали на Андреевской ленте, Высочайше дарованных Духовенству в память войны 1853-56-х годов. В 1861 году Иоанн Соболев был «определен Депутатом при нарезке церковных земель ».
В ведомости о причте церкви Успения Пресвятой Богородицы за 1861 год записано: «Н ыне обучает он всех в училище безвозмездно ». (Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей).
Об открытии училища информации пока нет. Но в первом письменном отчёте уездного Училищного Совета за 1870-71 учебный год находим, что на содержание Сясьскорядковского училища предполагалось истратить 120 рублей. В это время на деньги Земства содержалось ещё 12 училищ, в которых воспитывалось до 520 детей. А сколько детей училось в нашем училище не указано.
Помимо средств по смете Земства, на содержание училищ поступали проценты капитала, пожертвованного дворянством
Санкт-Петербургской губернии на образование бывших помещичьих крестьян. Другим источником содержания являлись деньги сельских обществ. Например, на Ребровскую школу община выделяла 200 рублей, а на Сясьскорядковскую — всего 70. Возникает вопрос: «Почему так мало?». Ведь деревня Реброво небольшая. По данным 1862 года число жителей составляло 225 человек, а в Сясьских Рядках – 970 жителей. Неужели крестьяне были против обучения своих детей грамоте?
В 1872 году уже 1006 детей Новоладожского уезда посещали 23 земских училища и ещё 1480 детей ходили в другие школы. Сравнивая количество учащихся с данными предыдущего года, можно сказать, что оно увеличилось на 50 %. А детей, способных посещать школы, в уезде было более 9000.
В уезде также работали 20 частных школ, но состояние их «было неутешительным». Эти школы содержались за счёт денег родителей. За 1 учащегося учителя получали от 25 до 75 копеек за учебное время. Некоторые эти школы не имели постоянного помещения, и учителя ходили на дом к ученикам.
В первые годы развития образования на территории уезда открылись три училища Министерства Народного Просвещения (Гостинопольское, Доможировское и Солецкое), и в Новой Ладоге.
Училищный Совет ставил условие при открытии новых школ. « Чтобы родители, помещающие детей своих в училища, обязывались посылать их в училище не менее 3-х лет, подвергаясь в противном случае штрафу (хотя бы в размере 3 руб.) ».
Заслушав доклад председателя Земской Управы о народном образовании и отчёт председателя училищного Совета Николая Васильевича Апрелева, собрание Новоладожского земства в 1873 году «. ...выразило благодарность смотрителю Новоладожского Уездного Училища В.А. Семеко, крестьянину села Михаила Архангела П.Н. Трофимову, Санкт-Петербургскому мещанину С.И. Зайцеву и Священику о. И. Белявину, которые, как видно из отчёта Училищного Совета, проявили свою деятельность по устройству народных школ ».
В этом же году попечителем Сясьскорядковского училища было подано прошение об оказании пособия в постройке дома для школы. А необходимость в этом была, так как «в селе уже было около 80 учеников». Теперь и жители Сясьских Рядков согласились на строительство училищного здания за собственный счёт. И уже в 1874 году « ...по инициативе бывшего председателя Совета мещанином С.И. Зайцевым была учреждена подписка с целью приобретения средств к отстройке школьного дома ». С 1877 года школа размещалась в доме попечителя Зайцева. А вот где он жил и чем занимался - сведений пока нет. Расхождение фамилии в журналах и на могильной плите объяснить пока невозможно.
Дополнение. Стефан Иванович Зайцов (1820 - 1884) Новоладожский купец (Санкт-Петербургский мещанин). С 1869 года несколько раз избирался старостой церкви Успения Пресвятой Богородицы, поэтому и похоронен около её. Памятник установлен детьми и женой, с которой он прожил 36 лет.
За прошедшие 4 года, начиная с 1870, количество училищ различного вида увеличилось почти вдвое. Если в 1872 году не было учащихся, окончивших полный курс учения, то через 2 года к окончательным испытаниям в Сясьскорядковском училище были представлены 7 учеников, в Изсадском - 2, а Хваловском — 3 ученика. « Для производства годичных испытаний училища были распределены на участки: между председателем Н.В. Апрелевым, В.А. Семеко, Н.М. Зелениным и И. Малоземовым ».
Земские училища снабжались книгами и учебными пособиями в основном за счёт Министерства Народного Просвещения. Например, для 1 года обучения были необходимы: «Начальное наставление в вере» Соколова, «Обучение грамоте» Бунакова, «Первая учебная книга» Паульсона, «Святое Евангелие на русском и славянском языках», а также 200 подвижных букв и «Сборник задач» Василия Адриановича Евтушевского (1836-1888).
В 1875 году отмечалось, что « …дело народного образования в нашем уезде, далеко не представляется в том блестящем виде, в котором оно было в предшествующие годы ».
Причин для этого было много, но главная, всё же, связана с нестабильной и невысокой оплатой труда учащих (учителей). Поэтому учителя некоторых школ уезжали в другие уезды, даже не дожидаясь окончания учебного года. Покончить с бесконтрольностью, было предложено двумя способами. Это активное введение попечительства и передача функций заключения договоров с учителями Училищному Совету. И уже на следующий год оклад некоторых учителей вырос до 300 рублей, а лучших - до 350 рублей. Кстати сказать, вознаграждение за учительский труд в сумме 300 рублей стало единым для всех учителей только с 1 января 1878 года.
Длительное время в Земстве обсуждался вопрос о сумме на постройку новых зданий для училищ. Вначале решили выделять сумму в 600 рублей, потом посчитали и решили сократить до 450 рублей, но строить по 2 здания. Но в 1874 году снова вернулись к сумме 600 рублей, и решению строить только одно здание, по плану Земства. Было предложено выделить эту сумму Сясьскорядковскому училищу, но гласные это предложение не поддержали. (Гласный — выборный член городской думы, магистрата в дореволюционной России. Этот термин был введён в городах в 1785 г. при императрице Екатерине II «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», а по Земской реформе 1864 г. - земских собраний (уездных и губернских). Спустя 4 года на собрании уездного Земства рассматривались проекты училищ, как одноклассных, так и двухклассных. Если постройка первого стоила 3112 рублей, то второго - всего на 1748 рублей дороже. Но строить школьные здания Земство предложило за счёт сельских обществ. Правда, через год это решение было изменено.
По статистическим данным 1877 года население Новоладожского уезда составляло 73216 человек. Начальное же обучение в уезде получали в 40 нормальных народных училищах, из которых 34 земские, 1 церковно-приходское и 5 училищ Министерства Народного Просвещения (МНП). Таким образом, одна начальная школа приходилась на 1830 человек.
«По примеру западноевропейских государств наше Министерство Народного Просвещения признало в принципе необходимость обязательного начального обучения; но осуществление этой идеи, представляется возможным, только тогда, и там, где, по крайней мере, одна школа будет на 500 человек населения». Значит, чтобы сделать начальное обучение общедоступным для сельского населения, необходимо иметь более 146 школ. Эту задачу активно начали решать. Вот итоги первых десяти лет.
Так как отчёты Училищного Совета печатались неполными, то таблица не совсем точная. Однако, даже из представленных цифр мы видим реальную работу Новоладожского Земства по школьному образованию.
По окончании 1879 учебного года покинул Сясьскорядковское училище учитель А.П. Тихомиров. Училищный Совет отметил слабые успехи этого учителя. На его место был переведён учитель Зубов из училища в деревне Лунгачи. Но и на следующий год, как отмечено в ревизии, успехи были слабые. И если на следующий год ничего не изменится, то Училищный Совет обещал заменить учителя. Одна из причин неуспеваемости была связана с тем, что на время открытия навигации многие ученики уходили с занятий на помощь родителям. Зато зимой в класс набивалось до 60 - 70 ребят.
Спустя несколько лет на собрании Земства был поднят вопрос, который сегодня вызовет у многих улыбку. « …Во всех училищах ощущается особенный недостаток в книжках детского чтения для выдачи на дом… Мальчик, окончив курс в училище и вступив в колею крестьянской жизни, совершенно лишён возможности что-нибудь иногда почитывать и таким образом самостоятельно продолжать начатое школою его умственное развитие ».
Училищный совет вышел с предложением снабжать все школы в уезде книгами, « которые учитель мог бы давать бесплатно детям для чтения на дом и таким образом поддерживать в бывших своих учениках грамотность и развивать в них любовь к самообразованию ».
А сегодня и книг много, но как-то «не тянет» учеников к ним.
В 1881 году уездное земское собрание утвердило прибавку к содержанию учителям по 60 рублей в год, «проработавшему более чем пятилетнее безупречное служение». Но в 1887 году постановлением Земского собрания прибавка была отменена, и заменена выплатой единовременного вознаграждения.
Из 36 земских училищ бесплатными помещениями пользовались 13, а остальные помещались в наёмных домах. Они « не обладают требуемым количеством воздуха, достаточным светом и необходимою теплотою… Школы, в большинстве случаев, обладают плохой, не принаровленной к детскому организму мебелью, а также отсутствием книжек… ».
Одним из препятствий в посещении школ являлось расстояние от дома до школы, которое иногда достигало 20 километров. Возникла необходимость открывать ночлежные приюты или нанимать подводы.
Был предложен новый проект школ грамотности. Оказывается, в те времена хорошо понимали, что способствовать развитию и усовершенствованию производительности в России должны помочь и новые виды школ, как ремесленные, так и земледельческие (сельскохозяйственные). А ещё было сказано, что этому помогает « …устройство образовательных чтений, курсов, библиотек и т.п. заведений и, во-вторых, устройство вспомогательных учреждений, так например: музеев улучшенных образцов изделий и орудий производства, выставок и… ».
В 1882 году в Сясьских Рядках произошли следующие изменения. Училище было преобразовано в одноклассное Министерское училище с ежегодным содержанием от Земства в 200 рублей. За работу в нём священнику Иоанн Иоанновичу Соболеву и Блюстителю училища Ивану Петровичу Кулакову (1843 - …) была объявлена благодарность от Земства.
И уже на следующий год в начальных училищах было введено 4-годичное обучение. В это же время в некоторых из них появились курсы военной гимнастики.
К этому времени уже остро встал вопрос об установлении единых обязательных сроках начала открытия и закрытия занятий, а также каникулярном времени. До этого момента занятия начинались в каждой местности по своему усмотрению «не ранее 1 октября и заканчивались 1 апреля».
Сложная обстановка сложилась и с содержанием школ. Многие сельские общества перестали оплачивать содержание школ полностью или частично. А ведь ¾ детей уезда и так были лишены возможности учиться. И в это время в деле распространения грамотности возникла и стала расширяться частная предприимчивость. Уже в 1883 году «действовало в уезде 55 частных школ, в которых обучалось 682 ребенка». Обучение в них было платным. Размер платы, который взимался помесячно, был от 25 копеек с человека до 1 рубля. А учителями в этих школах были и крестьяне, и священники, и отставные солдаты, и даже дворяне. Земство решило поддержать такой опыт и помогать им классными пособиями, а также денежными наградами лучшим учителям. При этом расходы на земские училища остались прежними.
В 1885 году Земское собрание по представлению нового инспектора училищ Аггея Фёдоровича Котикова выразила «благодарность Сясьскорядковским законоучителю Семенову и учителю г. Альбову», который был переведён из Мелексинского училища.
Проработав у нас 8 лет, он снова переехал работать в земское училище в деревню Мелекса. Господина Альбова звали Сергей Иванович. После окончания Санкт-Петербургской земской учительской школы в 1880 году он был принят на работу в училище д. Мелекса.
Дополнение. Константин Яковлевич Семенов (1840 – 1889) дьяческий сын, обучался в Санкт-Петербургской Духовной семинарии и окончил курс с аттестатом 2 разряда. Указом СПб Духовной консистории « перемещён к церкви Успения Пресвятой Богородицы 9 сентября 1870 года». Вместе с ним приехали жена Варвара и сын Василий. В возрасте 49 лет он умер и похоронен рядом с церковью.
В течение нескольких лет Сясьскорядковское училище получало пособие от Земства в сумме 200 рублей. И к чести села, за ним никогда не числились недоимки. Жители исправно платили свои 200 рублей на содержание училища. В 1888 году в нём обучались 37 мальчиков и 23 девочки.
В 1892 году в деле народного образования Новоладожского уезда произошли коренные изменения.
Во-первых, был отменён 100-рублевый крестьянский сбор и особый дополнительный сбор на содержание, и наём квартиры для учителей. Вместо этого был введён «подушный сбор со всего податного населения уезда по 30 копеек с души ».
Во-вторых, из поступивших денег в бюджет обязательными стали расходы на: - жалование учителям; - учебные пособия и принадлежности; - школьные библиотеки; - наём и содержание школьных квартир.Дополнение. При Петре I всё население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были: потомственные и личные дворяне, духовенство, мурзы и князья татарского происхождения, все лица, состоявшие на государственной службе, придворные служители, медики, маклера, лица, получившие учёные степени, купцы, почётные граждане и прочие лица.
К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 г., мещане, цеховые и рабочие в городах. Раскладку подати между отдельными членами производило само общество. Получив окладной лист, общество составляло приговор, сколько и за сколько душ обязан был платить отдельный домохозяин. Все лица, отнесённые к податному сословию, были связаны круговой порукой в уплате подушной подати. После освобождения крестьян из крепостной зависимости и уничтожения в 1863 подушной подати с городских обывателей, раскладка стала производиться соответственно количеству земли, отведённой каждому семейству, и сообразно другим принятым между крестьянами местным правилам.
За нормальное число учащихся в одном училище при одном учителе было принято 40 единиц. Нормальное жалование учителю при нормальном числе учащихся утвердили 240 рублей, а при количестве 50 или 60 учеников жалование увеличивалось до 300 или 360 рублей в год. За дополнительные занятия с учениками «ручным трудом» по дереву назначалась по 150 рублей, из которых половина шла в вознаграждение, другая - на содержание мастерской.
Для строительства собственного дома для училища сельские общества должны были отвести в пользование училища « участки земли в количестве от ½ десятины до 2. Это необходимо для ведения училищного хозяйства (огород, сад, цветник, древесный питомник) ». ( Десятина – старинная русская единица земельной площади. Она представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казённой десятины. 2400 квадратных саженей = 109,25 соток = 1,09 га).
А самым главным изменением стало то, что весь уезд был разделён на школьные участки, которые могли не совпадать с границами селения или волости. В каждом участке открывалась 1 центральная нормальная школа, а остальные, сколько потребуется – удешевлённые. Центральная школа – это более совершенный вид народной школы, в ней сверх обычных занятий могли и « должны быть вводимы » параллельные занятия, как-то: ремесло, огородничество, плодоводство, пчеловодство и прочее. « В центральной школе, в случае надобности, учреждается параллельный женский класс, чтобы дать возможность учиться девочкам, перешедшим уже тот возраст, дальше которого не позволяется им совместное обучение с мальчиками и чтобы придать обучению девочек более специальный характер ». А возраст этот составлял 12 лет.
«За заслуги на пользу народному образованию» Земство благодарило многих учителей и попечителей, среди которых был назван и Почетный блюститель Василий Иванович Каялин.
( Блюститель – тщательно охраняющий что-нибудь, следящий за неприкосновенностью чего-нибудь).
Дополнение. Василий Иванович Каялин ( ~1848 - 1926) – крестьянин, благотворитель, многолетний староста церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сясьских Рядках. В 1892 году награждён шейной серебряной медалью на Станиславовской ленте. Временный новоладожский купец 2 гильдии в1902 году. Личный Почётный гражданин с 1914 года.
В 1895 году на собрании Земства был поднят вопрос об открытии Земских бесплатных народных читален, которые « будут удовлетворять одну из насущных потребностей, и может лучше всего способствовать устранению рецидива безграмотности – явления весьма печального и нередко встречающегося ». Собрание обсудило и вопрос всеобщего обучения. Этому способствовало выделение государством более 3-х миллионов рублей на открытие училищ и школ. Так в Новоладожском уезде предполагалось открыть 40 церковно-приходских школ. К этому времени число детей школьного возраста (8 – 13 лет) в уезде насчитывалось уже 10178 человек.
В 1895 году Сясьскорядковское училище вышло с предложением об открытии параллельного класса для девочек. Это было вызвано большим наплывом учащихся (около 100 детей), так что «учитель потребовал сразу 10 учебных парт, чтобы усадить всех учащихся». В прошении сообщалось, что помещение для класса, книги, учебные и классные принадлежности имеются, « а квартиру для помощницы местное общество обязалось приговором отводить бесплатно ». В этом же году училищу было разрешено устраивать народные чтения со световыми картинами. На содержание училища уже выделялось 400 рублей и за параллельный класс ещё 150 рублей. Законоучителем в это время был священник С. Бельский.
Дополнение. Сергей Феофилактович Бельский (1862 - ) окончил курс в Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1884 году в первом разряде со званием студента. Состоял комнатным надзирателем в Александро-Невском Духовном училище. «Рукоположен во священника» к церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1888 году. Исправно вел службы до мая 1911 года.
В январе 1899 года « умер один из видных тружеников, учитель Сясьскорядковского министеркаго училища г. Афонасьев после тяжёлой болезни » (возможно, это учитель Федор Афанасьев). На его место был принят учитель Кудрявцев. А помощница Парасковья Мартынова перевелась в другую школу.
3 мая 1908 года - знаменательное событие в деле народного образования. Был принят закон об обязательном бесплатном начальном образовании детей с 8 до 12 лет. С этого момента крестьяне перестали собирать деньги на содержание училищ. И в Новоладожском уезде почти сразу открылось 13 новых училищ. Уже в 1910 году, было установлено обязательное 4-летнее обучение для всех начальных школ.
А в Сясьскорядковском училище дополнительно начали преподавать «ручной труд по дереву». Первым учителем был Кудряшев. Что произошло с ним потом непонятно, но в 1912 году Земством были выделены стипендии на воспитание детей Н.В. Кудряшева. Может это касается нашего учителя по труду?
На содержание учителя по дополнительным занятиям Земство стало выделять 30 рублей в год. А материалы училище должно было приобретать за свой счёт. В этом им помог Почетный блюститель В.И. Каялин, который сразу приобрел материал на 12 рублей. Новый учитель Мариничев обучал ручному труду мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по полтора часа в 2-х группах. Эти занятия отмечены в докладе, как «наиболее успешные». На следующий год был обновлён столярный инвентарь в сумме 7 рублей 63 копейки, но уже за счёт средств Инспекции. В 1910 году в училище обучались 60 мальчиков и 55 девочек.
Формирование школьной сети в уезде закончилось в 1911 году. Было открыто 36 новых земских училищ и 26 вторых комплектов в существующих училищах. Вторые комплекты классов открывались там, где общее число учащихся было больше 80 детей.
Зарплата учителю остановилась на отметке 360 рублей. В смете впервые появилась сумма « удерживаемых Министерством Народного просвещения на уплату членских взносов в пенсионную кассу учащих ». Для улучшения учебно-воспитательной деятельности регулярными стали учительские съезды, проводимые на базе различных училищ. Проезд и содержание учителей оплачивались Земством.
Ещё одно новшество появилось в 1912 году – это открытие повторительных классов, как « элемент просветительного учреждения ».
Земством стало уделяться ещё больше внимания распространению образования среди населения. Это народные чтения, устройство библиотек, а также открытие « районных музеев наглядных пособий ». В библиотеке Сясьскорядковского училища появились новые книги, а общее количество достигло 413 наименований. За год было проведено 15 народных чтений, которые посетило 190 человек. Кстати, народные чтения организовывались в Новоладожском уезде за счёт средств Комитета трезвости и велись они уже при 43 училищах.
Во всех училищах широко и торжественно отмечалось 100-летие Отечественной войны 1812 года. « …В стенах школ происходили торжественные акты, в программу которых входило чтение басен и стихотворений: «Бородино», «Волк на псарне», «Щука и кот», «Два великана», «К тени полководца», пение кантаты «Шумел, горел пожар Московский»… Учащимися читалась брошюра «Год великого испытания» Васенко; местами показывались туманные картины, выписанные Инспекцией в числе 6-ти серий…; ставились сценки «Разговор простого народа про Наполеона» … и т.д. ». По окончании мероприятия, учащимся раздавались брошюры и портреты императора Александра I.
В 1913 году Государственной Думой был утверждён закон о выделении дополнительных средств на нужды начального образования. Благодаря этому учителя начальных училищ Министерства Народного Просвещения получили дополнительные средства по выслуге лет. Выслужившим до 1 сентября 1913 года двадцать и более лет получили 240 рублей в год, начиная с 1 сентября 1913 год. Выслужившим 15, 10 и 5 лет выдача прибавок производилась с 1914 по 1917 годы.
В Новоладожском уезде учителей с 20-летним стажем на этот момент было всего 8 человек, а 15-летним – 13 человек. 8 учителей работали 10 лет, а 28 - имели стаж 5 лет. А в 1910 году учителей проработавших 20 и более лет было 13 человек.
2 года подряд Сясьскорядковское (Сясьско-Рядковское) училище отмечалось в числе лучших училищ Новоладожского уезда, а преподавателям школы была «выражена особая благодарность Училищного Совета» и выдано вознаграждение в сумме 375 рублей.
Отмечена успешность и класса дополнительного занятия по труду.
Главным событием 1913 года для деревни Сясьские Рядки стало строительство 2-х классного Министерского училища на берегу реки Сясь. Об этом нам поведала статья в газете «Озерной край».
Здание дошло до наших дней в измененном виде и поменяло свое назначение.
В памятной книжке по Санкт-Петербургской губернии на 1914-15 годы упоминается 1-классное Сясьскорядковское министерское училище, как и в 1905 году.
Новым учителем по «ручному труду» в 1914 году стал Матвей Алексеевич Тараканов, который занимался с 10 мальчиками. Материалом служили доски из разобранного здания училища. Эта фамилия сохранилась и сегодня в Сясьстрое. В это же время учительствовала Евгения Константиновна Семёнова (1879 - …) – дочь священника, а законоучителем служил Иоанн Александрович Беляев (1880 - 1930). Беляевых в Сясьстрое тоже много. Может, они помогут собрать историю своих предков?
Подводя итоги 50-летнему периоду действия уездного Земства в области развития народного образования в Новоладожском уезде, можно с уверенностью сказать, что работа была проведена пребольшая. Все началось с 12-х училищ, а в 1914 году их стало 192. Если сначала бюджет на народное образование был 200 рублей, то через 50 лет он составил 116,0 тысяч рублей. Не имея ни средств, ни знаний, ни опыта, а, только осознавая важность и потребность в начальном образовании, Новоладожское земство смогло организовать работу по « насаждению и развитию просвещения ».
В написании статьи мне очень помогли журналы заседаний Новоладожского Земства. Читая их, я как будто бы присутствовала там. Как глубоко и серьёзно решались жизненные вопросы. А сегодня мы почти ничего не знаем о работе наших депутатов. И очень хотелось, чтобы и сегодня печатались журналы заседаний. Это нужно для того, чтобы оставить следующему поколению возможность осмыслить и понять прошедшее. Хочу привести слова из Указа императрицы Екатерины Великой от 1786 года. « …Дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники, откуда бы заимствовать доказательства происшествий касательно до распространения наук: то Учителям высших классов, а именно 4 и 3, при помощи Директора надлежит вести общим трудом записку заведённым и впредь заводимым Народным училищам, как в Губернском городе их Наместничества, так и в уездных городах и других окрестных местностях… ».
Вот и подошёл к концу мой рассказ о начальном пути народного образования на территории части Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии.
Евгения ХАЛТУРИНА,
член-корр. ПАНИ (Московское отд.)
Последние новости
О традициях
Накануне в Кудровском Центре образования №2 состоялось занятие на тему: «Рождественские и Новогодние традиции.
По молитвам святителя Николая
19.12.2024 г., Престольный праздник в храме Святителя Николая Чудотворца поселка им.
Своими руками
Это был прекрасный, насыщенный добрым светом, день! Накануне ученики выпускного класса коррекционной школы пришли в храм преподобного Серафима Саровского г. Всеволожска и подарили картину, созданную своими руками.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку