Казанская церковь в Ославье
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Ославье. Фото до 1948 года История сельского храма Казанской иконы Божьей Матери неразрывно связана с историей села Ославье.
История сельского храма Казанской иконы Божьей Матери неразрывно связана с историей села Ославье. Да впрочем, и само наименование – село подразумевает наличие церкви. Жили здесь крестьяне, закрепленные за солдатами Ивангородской крепости для снабжения провиантом и кровом.
В честь воинов стрелкового войска и произошло название Воиславль («воюющий за славу»), позже переименована в деревню Ославье (Терпилицкое сельское поселение Волосовского района). Село, находившееся в Богородицком Врудском погосте Копорского уезда, впервые упоминается в Переписной оброчной книге Водской пятины Великого Новгорода 1499-1500 годов. «И по старому письму в том селе дворов 50, а людей в них 71 человек…» Об этом свидетельствуют и каменные кресты, найденные на кладбище. Поскольку они идентичны крестам из погребений XV-XVI веков могильника в деревни Плещевицы (Раскопки В.А. Кольчатова в 1979 года), их можно датировать этим же временем.
По архивным документам здесь до 1718 года появилась деревянная православная церковь Казанской иконы Божьей Матери, рядом с которой находилось сельское кладбище. В 1845 году на средства барона Врангеля взамен обветшавшей заложили новую деревянную Казанскую церковь с колокольней. Строительство длилось два года и в 1847 году ее освятили. Церковной земли 33 десятины, церкви принадлежало два деревянных дома для причта. В приходе две школы: церковно-приходская и Санкт-Петербургского воспитательного дома.
В исторических бумагах связанных с селом и приходом упоминаются священники Успенский Михаил Степанович, Кемецкий Петр, занявший его место сын Сергей Петрович Камецкий, он до 1892 года состоял учителем в церковно-приходской школе при церкви.
Одним из священников Казанской церкви в начале 20 века был Ванчаков Александр Петрович, окончивший в 1897 году Тверскую духовную семинарию.16 июня 1898 года был рукоположен в священники. С 18 июня того года служил настоятелем церкви в селе Гдовского уезда и 25 апреля 1901 года был переведен настоятелем церкви села Ославье Ямбургского уезда. Служил здесь до 7 августа 1919 года, после чего был полковым священником 17-го стрелкового полка Добровольческой армии на северо-западном фронте.
Позднее эмигрировал в Эстонию. С 20 мая 1920 года – сверхштатный священник при часовне Балтийской мануфактуры близ Таллинна. 13 марта 1921 года был возведен в достоинство протоиерея. Переехав в Бельгию в 1927 году, служил настоятелем Троицкой церкви в городе Шарлеруа. Через год продолжил служение в храмах Австрии и закончил настоятелем Венского кафедрального собора. Скончался в 1962 году в Вене.
К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек. В декабре 1941 года в Ославье священником стал назначенный комендантом учитель Николай Востоков. В 1944 году с освобождением территории Волосовского района от немецких захватчиков, прихожане Казанской церкви снова остались без настоятеля. «Есть оборудование, но нет священников, считают себя приписанными к соседнему приходу, имеющему священника, и просят о предоставлении им права приглашать священника в свою церковь на престольные и так называемые заветные (идущие с глубинной старины) праздники. Прихожане села Заполье, Ославье, Ратчино и др. считают себя обиженными, что они лишены права приглашать в свою церковь священника раза 3-4 в год». Только 2 ноября 1945 года в церкви Казанской иконы Божьей Матери села Ославье священнослужителем стал Колчев Валентин Иванович. Он родился в 1876 году в селе Иноковке Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и училище придворной капеллы в Санкт-Петербурге. С 1905 по 1932 год работал регентом Владимирской церкви Санкт-Петербурга. В 1921 году рукоположен в священника к той же церкви. С 1932 года – клирик церкви святых праведных Симеона и Анны Санкт-Петербурга.
В конце 1920-х начало 30-х годов начали быстро нарастать массовые гонения на Русскую Православную Церковь. Самым крупным церковным следственным делом середины 1930-х гг. в Ленинграде было так называемое дело «евлогиевцев», по которому проходил 171 человек (из них 157 арестовали и с 14 взяли подписку о невыезде). Сутью дела была полностью выдуманная ОГПУ концепция – якобы духовенство вступило на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 г. и продолжались до 26 января 1934 г. В числе арестованных оказался и отец Валентин Колчев. 25 февраля 1934 года осужден тройкой ОГПУ в ЛВО по статье ст. 58-10,11 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда, организационная контрреволюционная деятельность) к трем годам концлагерей. С 1936 года проживал в Великом Новгороде. Возведен в сан протоиерея. С осени 1941 года служил в церкви села Гусины, а с 1943 – в селе Хочени Батецкого района Новгородской области. Входил в состав Псковской православной миссии.
В начале 1948 года в Казанской церкви случился пожар. Храм сильно пострадал и не подлежал восстановлению. После этого печального события отец Валентин с 26 марта 1948 года клирик Александро-Невской церкви в Волосово. Он скончался в 1952 году и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 30 марта 1989 года реабилитирован прокуратурой города Ленинграда.
Сегодня в Ославье вновь возносятся молитвы к Господу. Благодаря индивидуальному предпринимателю, старосте деревни Ославье Виктору Ивановичу Баталину, построена у кладбища часовня во имя Казанской иконы Божьей Матери. Открытие состоялось 4 ноября 2013 года.
P.S. Выражаю благодарность за предоставление материалов специалисту по социальным вопросам Терпилицкого сельского поселения Добронравову Александру Евгеньевичу.
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, краевед
Специально для «Вестей»
Последние новости
О традициях
Накануне в Кудровском Центре образования №2 состоялось занятие на тему: «Рождественские и Новогодние традиции.
По молитвам святителя Николая
19.12.2024 г., Престольный праздник в храме Святителя Николая Чудотворца поселка им.
Своими руками
Это был прекрасный, насыщенный добрым светом, день! Накануне ученики выпускного класса коррекционной школы пришли в храм преподобного Серафима Саровского г. Всеволожска и подарили картину, созданную своими руками.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения