Шолтоло: история церковного прихода
Сколько мест, где село уж давно не село, Где потухшую жизнь только пыль покрывает, Где репьём, как быльём, всё до крыш поросло, И в глазницах окон только ветры гуляют...
Сколько мест, где село уж давно не село,
Где потухшую жизнь только пыль покрывает,
Где репьём, как быльём, всё до крыш поросло,
И в глазницах окон только ветры гуляют...
(Эдуард Асадов)
Недавно, в августовском номере газеты (№ 38), мы познакомили наших читателей с историей церковного прихода села Тюнев Посад (Вороново) и его разрушающейся Петропавловской церкви. Продолжая тему по истории бывших церковных приходов Новоладожского уезда, сегодня мы расскажем о приходе села Шолтоло.
В наши дни Шолтоло – одна из самых живописных деревень Потанинского сельского поселения Волховского района, находящаяся на правом берегу реки Вяница.
Общие сведения о приходе
Церковный приход в селе Шолтоло – один из молодых приходов Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, основание которого связано с построением в 1884 году деревянной однопрестольной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
В приходе состояли: село Шолтоло, деревни Сидорово (Спирово), Горка, Волосово и Иевково, ранее входившие в соседний Рождественский Вороновский приход.
Современное название Шолтоло закрепилось за населённым пунктом во второй половине XIX века, а до этого времени, в разных источниках, например, в переписной книге Обонежской пятины 1647 года, метрических книгах, упоминается деревня Шелтола Рождественского Вороновского погоста. Изначально деревня Шелтола – вотчина новгородского Николо-Вяжищского монастыря, а после – государственная. Деревни Спирово, Горка, Волосово и Иевково принадлежали Колмовскому Успенскому монастырю до 1764 года. На протяжении XVII-XX веков их названия не изменялись, лишь деревню Иевково приходские священники, в конце XIX – начале XX века, в метрических книгах писали Иовково. Две деревни, помимо официальных наименований, имели и народные (мирские) – это Волосово, она же Тарасова и Спирово, она же Сидорово.
Священник А.А. Ильинский, в 1919 году, местонахождение прихода описал так: «Село Шолтоло находится в 180 верстах от Петербурга, 40 верстах от Новой Ладоги и 11 верстах от почтовой станции Шахново. Ближайшие к приходу церкви: Сретенская Вороновская – в 7 верстах и Свято-Троицкая Манихинская – в 10 верстах».
Церковной земли у причта не имелось, поэтому он получал от прихожан, согласно их приговору, по 25 коп. в год с ревизской души. Крестьяне Шолтоло платили причту только по 15 коп., так как они изъявили желание и отвели 1,5 десятины земли под церковь, кладбище, церковную сторожку, дома для священноцерковнослужителей и церковно-приходскую школу.
Метрическую книгу Покровской церкви священник В.П. Луженский начал вести с августа 1888 года.
В 1919 году в приходе показан 261 крестьянский двор (530 муж. и 543 жен.), в том числе дворов по населённым пунктам: Шолтоло – 79 (179 муж. и 173 жен.), Сидорово (Спирово) – 29 (48 муж. и 53 жен.), Горка – 29 (49 муж. и 52 жен.), Волосово – 63 (127 муж. и 130 жен.), Иевково – 61 (127 муж. и 135 жен.).
По данным Всесоюзной переписи населения, в 1926 году количество домов и жителей по населённым пунктам было следующее: Волосово (77 крестьянских дворов, 8 – прочих, 365 жителей), Горка (27 крестьянских дворов, 8 – прочих, 130 жителей), Спирово (26 крестьянских дворов, 3 – прочих, 149 жителей), Шолтоло (79 крестьянских дворов, 11 – прочих, 408 жителей).
Деревни бывшего Шолтоловского прихода на фрагменте топографической карты, 1932 г.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и кладбище
Церковь построили в 1884 году на собранные деньги по сборной книжке, выданной Епархиальным начальством.
Страховая опись, составленная в июне 1910 года, даёт нам описание церкви Покрова Пресвятой Богородицы: деревянная, на каменном фундаменте, покрыта железом, окрашенным масляной краской. Снаружи обшита тёсом и покрашена масляной краской, а внутри – оштукатурена и выбелена.
Длина церкви, считая колокольню, составляла 11 саж. (23,47 м), наибольшая ширина – 4½ саж. (9,6 м), высота до верха карниза – 2 саж. 2¼ арш. (5,87 м). Над серединой церкви размещалась квадратная башня высотой 1½ саж. (3,2 м) до верха карниза. Окон с двойными рамами – 12 больших, внизу, высотой 3х1½ арш. (2,13х1,07 м) и 4 малых, в купольной башне, 2х1½ арш. (1,42х1,07 м). Дверей было три – одна наружная, створчатая и две внутренних, из которых одна – створчатая, а другая – одинарная. Иконостас шириной 12 арш. (8,53 м) и высотой 8¼ арш. (5,87 м) был оценён в 450 руб.
Над церковью имелась одна небольшая глава с крестом. Колокольня располагалась над крышей в один ярус высотой, до верха карниза, 6 саж. (12,8 м). При церкви находилось входное открытое крыльцо на столбах, с железной крышей, выкрашенной масляной краской. Отапливалась церковь двумя железными голландскими печами. Ближайший к церкви крестьянский дом находился с северной стороны на расстоянии 320 метров.
Покровская церковь к 1910 году сохранилась хорошо. Вместе с иконостасом и колокольней её оценили в 6000 рублей.
В 1919 году, в клировой ведомости, священник А.А. Ильинский указал, что церковь «покрыта железом, окрашенным медянкой, внутри оштукатурена, снаружи обшита тёсом и окрашена в светло-синий цвет».
После революции всё церковное имущество было описано и национализировано. До 1928 года священник арендовал церковь и её бывшее имущество для осуществления религиозных потребностей населения.
В справочнике «Земля Невская православная» имеются сведения, что церковь в Шолтоло не действовала с 1930, а закрыта была в 1941 году. Но местные жители, от которых мы услышали разные версии о судьбе церкви, считают, что церковь разрушили в середине 1930-х годов. По одной из версий, её разобрали на стройматериалы для овощехранилища. В наши дни о церкви напоминает лишь каменный фундамент, который всё ещё можно разглядеть в зарослях…
Чуть дальше места, где стоял дом священнослужителей, через ручей, на пригорке находится кладбище, огороженное стенкой, сложенной из валунов. А об утраченных кладбищенских воротах напоминают лишь два каменных столба. Эрнест Васильевич Горский помнит, что ворота эти были очень красивые, а ещё стоял крест-распятие, который кто-то забрал и увёз.
Схема фундамента разрушенной Покровской церкви, Шолтоло, 2019 г.
Примечательно, что на местном кладбище сохранились разные старые деревянные кресты без указания имён умерших и дат. Возможно, это могилы староверов. Встречаются и интересные металлические кресты, на которых также отсутствует какая-либо информация.
Согласно метрическим книгам Покровской церкви, в период 1888-1916 годов, священноцерковнослужители и члены их семей на приходском кладбище не погребены.
Определённо, кладбища «живут» до тех пор, пока за ними ухаживают люди. Только вот в деревне Шолтоло ухаживать за кладбищем с каждым годом становится проблематично. Дело в том, что попасть на него можно по старому мосту через Вяницу. Мост этот сейчас находится в аварийном состоянии, из-за чего запрещено хоронить на кладбище. Местные жители, уже немолодые люди, обеспокоены тем, что в любой момент мост разрушится, и они не смогут попасть на могилы предков…
Церковно-причтовые дома и прочие постройки
Первый церковно-причтовый дом построили из старого леса в 1885 году. Он был двухэтажный, бревенчатый, на каменных столбах, ничем не обшит и не окрашен, покрыт дранью. Длина дома 3 саж. 2 арш. (7,82 м), ширина 4 саж. (8,53 м), высота 2⅓ саж. (4,97 м). На первом этаже дома – 8 окон с двойными рамами, 3 одинарные двери, печь русская и лежанка со щитом. На втором – 9 окон, 4 одинарные двери, печи – русская и железная голландская – по одной. При доме бревенчатые сени с малыми кладовыми. В 1910 году дом показан ветхим, и оценён в 650 руб.
Вновь выстроенный, в 1914 году, причтовый одноэтажный бревенчатый дом на каменном фундаменте – сплошном под капитальными наружными стенами и на каменных столбах – под внутренними, с железной кровлей, окрашенной мумиею на масле, состоял из двух квартир, в которых проживали семьи священника и псаломщика. Общие размеры дома составляли: длина – 9 саж. (19,2 м), ширина – 5 саж. (10,67 м), высота от фундамента до карниза 1 саж. 2 арш. (3,55 м). Оценён он был в 2900 руб.
Квартира священника – четырёхкомнатная, с кухней и прихожей, 6 саж. (19,2 м) в длину. Её стенки и потолки были оштукатурены. Окон с двойными рамами в квартире – девять, дверей: створчатых столярных – пять, одинарных – семь, из них четыре филёнчатых и три плотничных. В прихожей находилось малое отделение для умывальника. Печи в квартире были следующие: русская – одна с плитой в шестке и духовой печью, угловая кирпичная – одна, угловая железная – одна и железная квадратная – одна. При квартире два крыльца. Первое крыльцо – парадное – двухстороннее, обшитое досками, крытое железом, с четырьмя створчатыми столярными дверьми и одним итальянским окном (высота 1 саж. ¾ арш. (2.66 м), ширина 2½ арш. (1,78 м)). Второе – чёрное – двухстороннее, обшитое досками, крытое дранкой, с одним окном.
Семья И.В. и Е.С. Савиных – прихожан Покровской церкви из Волосово, Петроград, 1915 г. Фото из семейного архива Т.П. Герасимовой.
Квартира псаломщика была скромнее – 3 саж. (6,4 м) в длину и представляла собой одну комнату и кухню с перегородкой для спальни. Окон в квартире пять, квадратная кирпичная печь и плита со щитом и духовой печью. При квартире находилась небольшая прихожая с двумя узкими окнами и одной дверью и маленький чуланчик. Потолки в квартире и часть двух стен были промазаны глиной.
В причтовом доме находились сени с уборной. В сенях – входная створчатая дверь и одно окно в двух отдельных рамах.
Дом священнослужителей, описанный выше, стоял на левом берегу реки Вяница. Его разобрали, возможно, ещё до войны, перенесли на новое место, где и открыли одноэтажную начальную школу. Эрнест Васильевич Горский в эту школу поступил после возвращения с мамой из эвакуации и проучился в ней четыре класса. Он помнит спортивную лестницу и что школа была обсажена тополями. Закрыли школу примерно в 1963 году. Потом, где-то в 1973 году, школьное здание выкупил тракторист с Манихино и построил из него дом. До наших дней дом не сохранился. Сейчас в Шолтоло на месте, где стояла школа, растут осины, а от тополей и следа не осталось.
Е.В. Цветкова рассказала, что своё детство провела в Шолтоло у бабушки с дедушкой, Клавдии Васильевны и Алексея Николаевича Моргуновых, к которым потом приезжала на летние каникулы. Елена Викторовна помнит школьное здание, так как любила часто ходить в гости к учительнице, о которой вспоминает: «Она была такая добрая! Мы, помню, вместе лазили на школьный чердак».
В наши дни на месте дома священника выросли высокие осины. По словам Э.В. Горского, фундамент дома сохранился, но нам не удалось его отыскать, так как вокруг всё сильно заросло.
Церковная сторожка – бревенчатая пятистенная, с тёплыми сенями, крыта дранкой. Длина 3½ саж. (7,47 м), ширина 2⅓ саж. (4,97 м), высота 1 саж. ¾ арш. (2,66 м). В избе пять окон, три двери, одна русская печь.
По сведениям 1910 года, кроме домов и церковной сторожки, Шолтоловскому приходу принадлежали следующие строения: хлев – бревенчатый, с сеновалом на верху, придворок, примыкающий к хлеву – бревенчатый трёхстенный, баня – бревенчатая пятистенная, двор при сторожке под общей драночной крышей – бревенчатый, надворные постройки в одном здании под общей крышей (скотный двор, каретник, дровяной сарай) – строение бревенчатое семистенное, крыто дранкой, с полами и потолками из бревенчатых плах, построено в 1907 году.
Дом, переделанный из бывшей часовни, Шолтоло, 2019 г. Фото И.С. Трошиной.
Часовни прихода
К церковному приходу были приписаны четыре часовни, построенные крестьянами в деревнях Шолтоло, Иевково, Волосово, Сидорово (Спирово) и перестраиваемые по несколько раз. Ранее эти часовни входили в соседний Рождественский Вороновский приход. Расскажем о них подробнее.
В 1806 году крестьяне от 30 дворов деревни Шолтоло, без письменного позволения, построили часовню на месте прежней ветхой. Дохода в часовне не было, потому что праздник в ней праздновали раз в год. В часовне находился один образ Покрова Пресвятой Богородицы, а над ним Деисус. При часовне имелся колокол в 30 фунтов.
В 1910 году в Шолтоло показана часовня – бревенчатая пятистенная, с коридором, обшита досками и крыта дранью. Обшивка и крыша её выкрашены масляной краской. Над серединой часовни размещалась небольшая глава с крестом, а над входом – малая колокольня с главкой и крестом.
Длина часовни составляла 2⅓ саж. (4,97 м), коридора – 1 саж. ½ арш. (2,49 м), общая ширина – 2½ саж. (5,34 м), высота - 1½ саж. (3,2 м). В часовне было два окна, в коридоре – одно. Дверей две: внутренняя – одинарная и наружная – створчатая. При часовне было малое крыльцо – выкрашенное, обшитое досками, с драночной крышей. Ближайший крестьянский дом находился в 5 метрах от часовни. К 1910 году часовня сохранилась хорошо, так как в ней проводились ремонты.
Часовенный староста Н.Г. Моргунов, 1900-1910-е гг. Фото из семейного архива Е.В. Цветковой.
Э.В. Горский рассказал нам, что детьми они играли в часовне в казаки-разбойники. Потом одна женщина, которая умела работать топором и пилой, перестроила бывшую часовню в жилой домик.
И вот, во время очередной августовской поездки в деревню Шолтоло, по случайному стечению обстоятельств, мы встретили возвращавшихся из леса хозяев этого домика и познакомились с ними. Хозяйка, Елена Цветкова, оказалась правнучкой часовенного старосты – Николая Григорьевича Моргунова – крестьянина Шолтоло, участника Первой мировой войны, заботившегося о часовне в начале XX века, умершего от чахотки 14 июня 1921 года. Елена рассказала, что женщина, переделавшая часовню в домик – родная сестра её бабушки – Евгения Васильевна Федотова. Она умела обращаться не только с плотницким инструментом, но ещё и с музыкальным – гармошкой. Получается, что и через 100 лет, потомки Моргуновых продолжают беречь бывшую часовню.
Часовне в деревне Иевково в 1808 году было около 30 лет. Построили её, без чьего-либо позволения, крестьяне от 26 дворов этой деревни на месте старой часовни, пришедшей в ветхость. В часовне находились следующие святые образа: Тихвинской Божией Матери в медной ризе, пророка Илии в медном окладе, Спасителя, Животворящей Троицы, пророка Илии, Николая Чудотворца, Флора и Лавра, распятие Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, Благовещения Богоматери, Богоматери Ахтырской, Богоматери Смоленской, Архангела Михаила, Животворящий Крест на красках. При часовне имелись: одна медная и три жестяные лампады и колокол в 24 фунта.
В 1910 году о часовне сообщалось, что она бревенчатая пятистенная, с коридором, обшита тёсом, покрыта листовым железом. Обшивка и крыша её выкрашены масляной краской. Над серединой часовни размещалась небольшая глава с крестом, а над входом – малая колокольня с главкой и крестом.
Семья священника В.К. Семёнова, служившего в Покровской церкви в 1890-1895 гг. Фото из семейного архива И.Б. Садиковой с сайта Geni.
Длина часовни составляла 3½ саж. (7,47 м), коридора – 1½ саж. (3,2 м), общая ширина – 2 саж. (4,27 м), высота – 2 саж. (4,27 м). В часовне было три окна, в коридоре – одно. Дверей две: внутренняя – створчатая и наружная – створчатая. При часовне было малое крыльцо на столбах с железной крышей, выкрашенное масляной краской. Ближайший крестьянский дом находился в 13 метрах от часовни. К 1910 году часовня сохранилась хорошо, так как лет 30 назад была перестроена заново.
Часовню в деревне Волосово, неизвестно с чьего позволения, построили местные крестьяне от 37 дворов, взамен старой. В 1808 году ей было лет 15 с момента построения. В часовне находились образа: Преображения Господня, Николая Чудотворца в медном окладе, Великомученика Георгия в медном окладе, Тихвинской Божией Матери с медным венцом и окладом по полям, Варлаама Хутынского, Архистратига Михаила, Модеста патриарха, Сергия и Германа Валаамских, Спасителя, Рождества Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Вознесения Честного Креста, Успения Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы, Зосимы и Савватия Соловецких, Богородицы Всех скорбящих Радость, пророка Илии, апостолов Петра и Павла, Живоначальной Троицы, Богоявления Господня, трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Перед иконами находились две медные – в 4 и 13 фунтов и две жестяные лампады. При часовне имелся колокол в 20 фунтов.
Из описи 1910 года о часовне узнаём, что она бревенчатая пятистенная, с коридором, обшита тёсом, покрыта листовым железом. Обшивка и крыша её выкрашены масляной краской. Над серединой часовни размещалась небольшая главка с крестом, а над входом – малая колокольня.
Длина часовни составляла 2⅔ саж. (5,68 м), коридора – 1 саж. (2,13 м), общая ширина – 2½ саж. (5,34 м), высота – 2 саж. (4,27 м). В часовне было три окна. Дверей две: внутренняя – створчатая и наружная – створчатая, обшитая листовым железом. Ближайший крестьянский дом находился в 26 метрах от часовни. К 1910 году часовня сохранилась хорошо, потому как, лет 12 назад, была заново построена.
Тамара Павловна Герасимова рассказала нам, что после войны, когда она ходила в школу, часовни в Волосово уже не было. Но из детства ей запомнилось, как одна приезжая бабушка подходила к месту, где находился пруд, у маленького дома семьи Воробьёвых, и там молилась. Почему бабушка молилась именно в этом месте, Тамара Павловна узнала от своей мамы Александры Ивановны, которая объяснила, что раньше там стояла часовня.
В деревне Сидорово (Спирово) часовня была построена между 1808-1816 годами. В 1910 году об этой часовне сообщалось, что построена она неизвестно когда, но лет 15 назад «совершенно возобновлена», поэтому сохранилась хорошо и находится в 4 метрах от ближайшего крестьянского дома.
Часовня в Сидорово, в 1910 году, была описана так: «деревянная, бревенчатая, пятистенная, с коридором, обшита тёсом и крыта дранью». Обшивка и крыша её выкрашены масляной краской. Над серединой часовни размещалась небольшая главка с крестом, а над входом – малая колокольня с главкой и крестом.
Длина часовни составляла 3 саж. (6,4 м), ширина – 2 саж. (4,27 м), высота – 1 саж. 1 арш. (2,84 м). В часовне было два окна и одна одинарная дверь. При часовне был коридор, обшитый досками, с одной одинарной дверью и с малым окном над ней. Длина и ширина коридора – 1 саж. 1 арш. (2,84 м).
Помимо православного населения в Шолтоло проживали раскольники. По сведениям из церковных документов XIX века, некоторые крестьяне из-за раскола не посещали церковь свыше 30 лет.
Л.В. Королькова в статье «В моленной – сердце и жизнь, ограда и отвердение раскола» сообщает: «В Новоладожском уезде, где количество старообрядцев-федосеевцев было самым большим в губернии, в XIX в. в разное время старообрядческие моленные находились в 63 поселениях». Одна из моленных, предназначенная для коллективных собраний, была устроена в Шолтоло – в доме старообрядца.
Дом церковного старосты Ф.П. Меленина, построенный в 1874 году, Шолтоло, 2019 г. Фото И.С. Трошиной
Причт Покровской церкви
Причт по штату состоял из священника и псаломщика (дьячка).
Первый приходской священник Покровской церкви – Василий Петрович Луженский (≈1837–…). Он служил при церкви в 1888-1890 годах, а после состоял заштатным священником. Награждён набедренником в 1870 и фиолетовой скуфьей в 1874 году.
Священник Василий Константинович Семёнов (1866–…) – служил в Покровской церкви в 1890-1895 годах. Награждён набедренником в 1895 и орденом Святой Анны 3 ст. в 1913 году. Женат был на Марии Михайловне – дочери священника Михаила Стефановича Воробьёва. В Шолтоло у семьи Семёновых родились дети: Константин в 1892 и Антонина в 1894 году.
Священник Николай Петрович Зотиков служил при церкви в 1895-1897 годах. Награждён в 1895 году набедренником. Жена – Александра Ивановна. В 1897 году у семьи Зотиковых в Шолтоло родилась дочь Вера.
Священник Александр Александрович Ильинский (≈1864–…), служивший в местном приходе с 1898 года, происходил из Тверской епархии. Обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии, но не окончил полного курса. В 1898 году, 21 февраля, рукоположен во священника к Покровской церкви.
Состоял законоучителем при земских школах – Шолтоловской с 1898 и Волосовской с 1900 года. С 8 февраля по 28 июля 1913 года состоял в Вороновском погосте входящим священником. 16 июня 1917 года избран собранием и 22 июля утверждён Епархиальным начальством благочинным. Награждён набедренником в 1903 и скуфьёй в 1906 году.
Матушка, Александра Ивановна Ильинская (1874–1921), скончалась 30 сентября 1921 года и была погребена при Покровской церкви.
Александр Александрович служил священником в Шолтоло и после революции.
Первый псаломщик Покровской церкви, Владимир Петрович Славнитский, служил при оной в 1888–1892 годах. Он происходил из Санкт-Петербургской епархии, обучался в Александро-Невском духовном училище. В 1888 году Владимир Петрович был определён псаломщиком Шолтоловской церкви, в 1892 – перемещён к Старопольской церкви, в 1894 – к Ящерской церкви Царскосельского уезда. Жена – Александра Силична. В 1890 году у Славнитских в Шолтоло родился сын Николай.
Александр Васильевич Веселовский служил псаломщиком в 1892–1896 годах.
Певчий Санкт-Петербургского митрополичьего хора, Иоанн Косьмич Колботов, к Покровской церкви был определён псаломщиком в 1896 году, где прослужил до 7 августа 1908, а затем был перемещён в Загубье Новоладожского уезда.
Николай Родионов (≈1868–…) – состоял в должности псаломщика в 1908–1909 годах. Затем, при Петропавловской церкви Тюнева Посада, исправлял обязанности псаломщика с 1909 по 1911 год, служил в должности псаломщика с 1911 по 1916 год.
Владимир Александрович Флорентьев (≈1858–…) – псаломщик церкви в 1909–1916 годах. В 1912 году в Покровской церкви он венчался вторым браком с колпинской мещанкой Марией Карловной Крыжиновской (≈1873–…).
Вероятно, последним псаломщиком Покровской церкви служил Михаил Михайлович Налимов (1890–1937). Родился он в селе Модолицы Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье священника Михаила Ивановича Налимова. Окончил курсы в Александро-Невском духовном училище в 1908 году. С 1914 года определён псаломщиком в Веготскую Аннинскую церковь Новоладожского уезда.
27 марта 1916 года перемещён к Шолтоловской Покровской церкви, в которой продолжал служить и после революции. В 1922 году Михаил Михайлович женился на учительнице Клавдии Андреевне (1904–…), дочери священника Лунгачской церкви Андрея Фёдоровича Кедрова. В Шолтоло у Налимовых родились дочери Екатерина (1922) и Зинаида (1924). В 1922 году М.М. Налимов служил в должности дьякона.
По-видимому, после закрытия церкви в Шолтоло, он уехал служить священником в Верольскую Никольскую церковь Мгинского района Ленинградской области. Проживал в соседней деревне Сухое. 14 апреля 1930
года арестован и приговорён к 3 годам исправительно-трудового лагеря условно. Вновь арестован 29 ноября 1937 года и 10 декабря особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорён по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
14 декабря 1937 года священник Михаил Михайлович Налимов расстрелян в Ленинграде.
Церковными старостами Покровской церкви в разное время служили местные крестьяне: Иван Трофимович Демидов, Тимофей Андреевич Максимов, Фёдор Петрович Меленин, Ф. Романов, Н. Антипов, Иван Иванович Демидов.
Земские и церковно-приходские школы
К 1884 году в приходе значились две церковно-приходские школы – в Иевково и Шолтоло. В 1890 году в Шолтоловской школе учительствовал Василий Иванович Сидоров. В 1915 году при Иевковской школе работала учительница Елена Старцева, а при Шолтоловской – Мария Покровская.
Церковно-приходская школа в Шолтоло, построенная в 1885 году, представляла из себя бревенчатое пятистенное двухэтажное здание, не обшитое досками, крытое дранкой. Длина школы с коридором 4 саж. (8,53 м), ширина 3⅓ саж. (7,1 м), высота 2 саж. (4,27 м). На первом этаже школы было пять окон, две двери – внутренняя и входная, одна русская печь и лежанка со щитом, а на втором – восемь окон, одна одинарная дверь, одна железная круглая печь в классной комнате. В коридоре, на обоих этажах, по одному окну. Школьный дровяник был обшит и покрыт древесными горбами.
По сведениям 1910 года, здание церковно-приходской школы в Иевково, перестроенное лет десять назад, было деревянное бревенчатое, обшитое и покрытое досками, неокрашенное. Длина школы 4 саж. (8,53 м), ширина 3½ саж. (7,47 м), высота 2 саж. (4,27 м). В школе было восемь окон и ещё одно – в сенях, пять дверей, одна печь русской и одна – железная голландская. К школе примыкал трёхстенный бревенчатый, крытый тёсом, с односкатной крышей дровяник, построенный в 1898 году.
По сведениям 1902 года, в Волосово существовала начальная земская школа удешевлённого типа, располагавшаяся в доме крестьянина Андрея Васильевича Антропова, которому за помещение платилось 100 руб. Жалованье учителя составляло 180 руб. В 1915 году в школе учительствовала Александра Петровна Борошнева. В 1919 году школы находились в Шолтоло, Иевково и Волосово.
Заканчивая наш рассказ о бывшем Шолтоловском приходе, хочется пожелать ныне существующим благополучия и, чтобы их названия никогда не были стёрты с карт, а люди продолжали жить в этих красивейших местах.
Авторы выражают благодарность за предоставленные воспоминания, архивные материалы и фотографии из семейных архивов по теме статьи: Э.В. Горскому, Р.М. Лорберг, Е.В. Цветковой, С.М. Романовой, Л.М. Ивановой, А.Г. Лёвиной, Н.П. Опякиной, Т.П. Герасимовой, Л.П. Петровой, В.Г. Трошину, Т.В. Бачуриной, В.В. Захаренкову и всем жителям деревень Шолтоло и Волосово, с которыми нам довелось приятно пообщаться.
Ирина ТРОШИНА,
Татьяна СТЕПАНОВА,
РОО ИКЦ «Воронега»
Последние новости
О традициях
Накануне в Кудровском Центре образования №2 состоялось занятие на тему: «Рождественские и Новогодние традиции.
По молитвам святителя Николая
19.12.2024 г., Престольный праздник в храме Святителя Николая Чудотворца поселка им.
Своими руками
Это был прекрасный, насыщенный добрым светом, день! Накануне ученики выпускного класса коррекционной школы пришли в храм преподобного Серафима Саровского г. Всеволожска и подарили картину, созданную своими руками.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований