В Ивангороде вспомнили Эстляндскую трудовую коммуну и поход белой армии на Петроград
В приграничном Ивангороде вспоминали о событиях столетней давности - Эстляндской трудовой коммуне и походе белой Северо-Западной армии на Петроград.
В приграничном Ивангороде вспоминали о событиях столетней давности - Эстляндской трудовой коммуне и походе белой Северо-Западной армии на Петроград. Инициатором памятной акции стала комиссия по канонизации святых Гатчинской епархии.
Эстляндская коммуна просуществовала в Нарве (а Ивангород тогда был ее частью) всего несколько месяцев, до 18 января 1919 года, и запомнилась современникам террором против «врагов революции». Одним из своих первых декретов руководство этого мини-государства, во главе которого стоял Виктор Кингисепп, запретило богослужения, а служителей культа всех конфессий объявило вне закона как «распространителей ложного учения» и потребовало от них в 24 часа покинуть территорию Нарвы.
Священники Александр Волков и Димитрий Чистосердов уехать отказались. Они были вызваны в ЧК, обвинены в монархизме и расстреляны.
- Казнь священников была демонстративной расправой. Тело отца Александра бросили в яму с известью, а отца Димитрия - в нечистоты, - рассказал настоятель Успенской церкви в Ивангородской крепости игумен Довмонт.
Прихожане тайно перенесли прах отца Александра на ивангородское Знаменское кладбище и похоронили там, даже не поставив креста. Теперь на этом месте стоит гранитный обелиск.
Отца Димитрия захоронили весной 1919 года возле Знаменской церкви (там, где он вел когда-то службы), причем уже по всем канонам, поскольку к тому времени трудовая коммуна была разгромлена эстонской армией и белогвардейцами.
Храма больше нет: он находился рядом с нынешним Ивангородским художественным музеем и был разрушен во время боевых действий 1944 года. Теперь там залитая асфальтом автостоянка, на краю которой стоит памятный крест.
Почти все руководители Эстляндской коммуны, «романтики революции», грезившие о мировом пожаре и уничтожении классовых врагов, сами были расстреляны во время большого террора 1937 - 1938 годов... Что же касается отца Александра и отца Димитрия, то в 2001 году они были причислены к лику новомучеников и исповедников.
Как отметил, выступая на конференции в Ивангородском музее, участник общества «Русский инвалид» из Таллина Михаил Петров, современная Эстония открестилась от деятелей коммуны, эстонцев по национальности. Практически забыты они и в современной России, кроме, пожалуй, Кингисеппа, имя которого до сих пор носит старинный город Ямбург.
В настоящее время Ивангородский музей готовит экспозицию, которая через несколько лет появится в отреставрированном Большом пороховом амбаре. Там будет отражен и эпизод Эстляндской трудовой коммуны. Одним из экспонатов станет памятная медаль, которую подарил музею Михаил Петров: она была выпущена в Советской Эстонии в 1978 году, к 60-летию коммуны.
Шла на собрании речь и о столетии наступления армии генерала Юденича на Петроград. Участник того похода писатель Александр Куприн в повести «Купол святого Исаакия Далматского» сравнивал стремительный бросок «северо-западников» на Петроград с легендарными суворовскими маршами... Прозвучала и такая любопытная информация: в рядах Северо-Западной армии служили не менее полусотни священников. А их рукоположение происходило в той самой Знаменской церкви Ивангорода, на месте которой теперь автостоянка...
Памятью о трагической судьбе «северо-западников», разгромленных Красной армией, служат полтора десятка братских могил на территории современной Эстонии - следствие убийственной эпидемии тифа, разразившейся зимой 1919/20 годов. Есть такое захоронение и в Ивангороде, который тогда находился в составе Эстонии. Оно возникло на окраине Знаменского погоста, а в 1936 году там установили скромный памятник. В советское время он уцелел практически чудом.
- Согласно современному российскому законодательству об увековечении памяти защитников Отечества, к ним с полным правом можно отнести и воинов белой армии, а стало быть, государство должно заботиться и об их могилах. На практике этим занимаются только частные лица и общественники, - отметил краевед Николай Лаврентьев. - Именно они весной нынешнего года привели в надлежащий вид «белогвардейский» памятник на Знаменском кладбище. Прежде его долгие годы никто не ремонтировал. Беда еще и в том, что он не состоит на государственной охране, а сама братская могила (бывший ров) не имеет паспорта воинского захоронения...
По мнению протоиерея Георгия Митрофанова, шанс на победу у белых был минимальный, но не совершить попытку они не могли. Немалые надежды они возлагали на петроградское подполье, одним из активных участников которого был преподаватель математики в Коммерческом училище в Чернышевом переулке (ныне улица Ломоносова) Илья Кюрц.
- В свое время нас очень заинтересовала эта личность, и мы подняли архивные документы. Выяснились совершенно удивительные вещи. Оказалось, что он, католик, рожденный в Париже, был профессиональным разведчиком, завербованным еще до революции русскими спецслужбами. Преподавание в училище было не более чем прикрытием, - рассказал Митрофанов.
Когда осенью 1919 года ВЧК частично раскрыла белое подполье, Кюрца арестовали. Но, поскольку он дал признательные показания, расстрел ему заменили пятилетним заключением. После чего он стал... секретным сотрудником ОГПУ.
Вообще имена участников Белого движения на Северо-Западе по сей день совершенно неизвестны широкой публике. А там были порой удивительные личности. К примеру, поручик артиллерии Владимир Быков - правнук Пушкина и внучатый племянник Гоголя. Или шестнадцатилетний Николай Меркулов - прапорщик по Адмиралтейству, павший в конце октября 1919-го в бою под Царским Селом. Их имена увековечены ныне на Знаменском кладбище в Ивангороде.
Чуть меньше года назад в петербургской школе № 321, бывшей Первой классической гимназии, на углу улиц Правды и Социалистической установили мемориальную доску в честь еще одного «северо-западника» - поэта Андрея Ландшевского. Он был крещен в 1898 году в здешнем гимназическом храме (теперь там школьный спортзал).
Как удалось выяснить историку Илье Попову, Ландшевский участвовал в походе на Петроград в составе 5-й Ливенской дивизии, все это время он вел дневник на страницах гимназической тетради. Последняя запись была сделана 22 июля 1919 года в деревне Килли Ямбургского уезда, где Ландшевский был тяжело ранен. Впоследствии эти залитые кровью листки оказались в Русском заграничном историческом архиве в Праге. В 1945 году материалы были вывезены в СССР, теперь дневник хранится в Госархиве РФ. Готовится его публикация...
Источник: https://spbvedomosti.ru
Эстляндская коммуна просуществовала в Нарве (а Ивангород тогда был ее частью) всего несколько месяцев, до 18 января 1919 года, и запомнилась современникам террором против «врагов революции». Одним из своих первых декретов руководство этого мини-государства, во главе которого стоял Виктор Кингисепп, запретило богослужения, а служителей культа всех конфессий объявило вне закона как «распространителей ложного учения» и потребовало от них в 24 часа покинуть территорию Нарвы.
Священники Александр Волков и Димитрий Чистосердов уехать отказались. Они были вызваны в ЧК, обвинены в монархизме и расстреляны.
- Казнь священников была демонстративной расправой. Тело отца Александра бросили в яму с известью, а отца Димитрия - в нечистоты, - рассказал настоятель Успенской церкви в Ивангородской крепости игумен Довмонт.
Прихожане тайно перенесли прах отца Александра на ивангородское Знаменское кладбище и похоронили там, даже не поставив креста. Теперь на этом месте стоит гранитный обелиск.
Отца Димитрия захоронили весной 1919 года возле Знаменской церкви (там, где он вел когда-то службы), причем уже по всем канонам, поскольку к тому времени трудовая коммуна была разгромлена эстонской армией и белогвардейцами.
Храма больше нет: он находился рядом с нынешним Ивангородским художественным музеем и был разрушен во время боевых действий 1944 года. Теперь там залитая асфальтом автостоянка, на краю которой стоит памятный крест.
Почти все руководители Эстляндской коммуны, «романтики революции», грезившие о мировом пожаре и уничтожении классовых врагов, сами были расстреляны во время большого террора 1937 - 1938 годов... Что же касается отца Александра и отца Димитрия, то в 2001 году они были причислены к лику новомучеников и исповедников.
Как отметил, выступая на конференции в Ивангородском музее, участник общества «Русский инвалид» из Таллина Михаил Петров, современная Эстония открестилась от деятелей коммуны, эстонцев по национальности. Практически забыты они и в современной России, кроме, пожалуй, Кингисеппа, имя которого до сих пор носит старинный город Ямбург.
В настоящее время Ивангородский музей готовит экспозицию, которая через несколько лет появится в отреставрированном Большом пороховом амбаре. Там будет отражен и эпизод Эстляндской трудовой коммуны. Одним из экспонатов станет памятная медаль, которую подарил музею Михаил Петров: она была выпущена в Советской Эстонии в 1978 году, к 60-летию коммуны.
Шла на собрании речь и о столетии наступления армии генерала Юденича на Петроград. Участник того похода писатель Александр Куприн в повести «Купол святого Исаакия Далматского» сравнивал стремительный бросок «северо-западников» на Петроград с легендарными суворовскими маршами... Прозвучала и такая любопытная информация: в рядах Северо-Западной армии служили не менее полусотни священников. А их рукоположение происходило в той самой Знаменской церкви Ивангорода, на месте которой теперь автостоянка...
Памятью о трагической судьбе «северо-западников», разгромленных Красной армией, служат полтора десятка братских могил на территории современной Эстонии - следствие убийственной эпидемии тифа, разразившейся зимой 1919/20 годов. Есть такое захоронение и в Ивангороде, который тогда находился в составе Эстонии. Оно возникло на окраине Знаменского погоста, а в 1936 году там установили скромный памятник. В советское время он уцелел практически чудом.
- Согласно современному российскому законодательству об увековечении памяти защитников Отечества, к ним с полным правом можно отнести и воинов белой армии, а стало быть, государство должно заботиться и об их могилах. На практике этим занимаются только частные лица и общественники, - отметил краевед Николай Лаврентьев. - Именно они весной нынешнего года привели в надлежащий вид «белогвардейский» памятник на Знаменском кладбище. Прежде его долгие годы никто не ремонтировал. Беда еще и в том, что он не состоит на государственной охране, а сама братская могила (бывший ров) не имеет паспорта воинского захоронения...
По мнению протоиерея Георгия Митрофанова, шанс на победу у белых был минимальный, но не совершить попытку они не могли. Немалые надежды они возлагали на петроградское подполье, одним из активных участников которого был преподаватель математики в Коммерческом училище в Чернышевом переулке (ныне улица Ломоносова) Илья Кюрц.
- В свое время нас очень заинтересовала эта личность, и мы подняли архивные документы. Выяснились совершенно удивительные вещи. Оказалось, что он, католик, рожденный в Париже, был профессиональным разведчиком, завербованным еще до революции русскими спецслужбами. Преподавание в училище было не более чем прикрытием, - рассказал Митрофанов.
Когда осенью 1919 года ВЧК частично раскрыла белое подполье, Кюрца арестовали. Но, поскольку он дал признательные показания, расстрел ему заменили пятилетним заключением. После чего он стал... секретным сотрудником ОГПУ.
Вообще имена участников Белого движения на Северо-Западе по сей день совершенно неизвестны широкой публике. А там были порой удивительные личности. К примеру, поручик артиллерии Владимир Быков - правнук Пушкина и внучатый племянник Гоголя. Или шестнадцатилетний Николай Меркулов - прапорщик по Адмиралтейству, павший в конце октября 1919-го в бою под Царским Селом. Их имена увековечены ныне на Знаменском кладбище в Ивангороде.
Чуть меньше года назад в петербургской школе № 321, бывшей Первой классической гимназии, на углу улиц Правды и Социалистической установили мемориальную доску в честь еще одного «северо-западника» - поэта Андрея Ландшевского. Он был крещен в 1898 году в здешнем гимназическом храме (теперь там школьный спортзал).
Как удалось выяснить историку Илье Попову, Ландшевский участвовал в походе на Петроград в составе 5-й Ливенской дивизии, все это время он вел дневник на страницах гимназической тетради. Последняя запись была сделана 22 июля 1919 года в деревне Килли Ямбургского уезда, где Ландшевский был тяжело ранен. Впоследствии эти залитые кровью листки оказались в Русском заграничном историческом архиве в Праге. В 1945 году материалы были вывезены в СССР, теперь дневник хранится в Госархиве РФ. Готовится его публикация...
Источник: https://spbvedomosti.ru
Последние новости
О традициях
Накануне в Кудровском Центре образования №2 состоялось занятие на тему: «Рождественские и Новогодние традиции.
По молитвам святителя Николая
19.12.2024 г., Престольный праздник в храме Святителя Николая Чудотворца поселка им.
Своими руками
Это был прекрасный, насыщенный добрым светом, день! Накануне ученики выпускного класса коррекционной школы пришли в храм преподобного Серафима Саровского г. Всеволожска и подарили картину, созданную своими руками.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Туапсе, охватывающие все важные события в городе