«Любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности детей»
В XXI веке жизнь настолько стремительно меняется, что человеку нужно приспосабливаться к изменениям.
В XXI веке жизнь настолько стремительно меняется, что человеку нужно приспосабливаться к изменениям. В связи с этим необходимо учиться на протяжении всей жизни, постоянно осваивать новые направления работы и профессии. Обучение детей начинается с детского сада. Многие родители считают, что перед школой ребёнку достаточно уметь читать и писать. Так ли это на самом деле? На этот и многие другие вопросы нам ответила Ольга Владимировна Печуева (на фото) – педагог-психолог детского сада № 15.
– Ольга Владимировна, Вы всегда работали психологом?
– Моя педагогическая деятельность начиналась в школе в деревне Загривье, где я работала педагогом-психологом около пяти лет. Работала в Сланцевском филиале ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» психологом-профконсультантом. Затем моя трудовая деятельность была в другой сфере, не связанной с психологией, но, тем не менее, меня всегда интересовала детская психология. Ко мне регулярно обращались знакомые с детьми за консультацией, и я поняла, что мне интересно этим заниматься. Я захотела сменить трудовую деятельность, снова вернуться к работе с детьми. И с октября 2018 года работаю в детском саду № 15 педагогом-психологом. В воспитании детей любого возраста всегда возникают вопросы и проблемы. И возможность помочь в их решении приносит удовольствие. Дети дарят тепло, с ними приятно работать, они открыты, искренни. В каком бы настроении ни пришёл на работу, ты знаешь, что, зайдя к детям в группу, получишь массу положительных эмоций, они и обнимут, и скажут, что скучали, торопятся поделиться успехами.
– Часто психологов в России воспринимают в качестве психиатров. Вы сталкивались с подобным отношением?
– В нашей стране тяжело приживается психология как наука и род занятий. Некоторые люди не различают таких понятий, как психолог, психотерапевт, психиатр. Считают, что психолог работает с теми, у кого проблемы с психикой. Психолог, в отличие от психотерапевта, не занимается лечением, он оказывает помощь здоровым людям, помогает им увидеть проблему в другом свете. На сегодня люди стали более информированы о работе психолога. Раньше родители не хотели идти на контакт с психологом, а сегодня они стали проявлять широкий интерес в этом направлении.
– Расскажите о работе.
– У меня широкий спектр работы. Прежде всего, в неё входит профинформирование родителей и педагогов, к примеру, это: выступления на родительских собраниях по различной тематике с целью помочь родителям и педагогам найти приемлемые методы воспитания и общения с детьми, учитывая их психологические особенности. Также в мою работу входит и индивидуальное консультирование, диагностика, коррекция. Многие родители не знают психологию ребёнка и не могут определить, как правильно реагировать на то или иное поведение своего чада. Я помогаю мамам и папам разобраться в том или ином поступке ребёнка, ситуации. Помогаю найти индивидуальные подходы в методах воспитания детей, для их гармоничного развития.
Ещё одно важное направление в моей работе – это помощь в подготовке ребёнка к школе, ведь весь период дошкольного возраста заканчивается поступлением ребёнка в школу. В своей работе я делаю акцент на двух направлениях: психосоциальная готовность ребёнка к школе и развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие). В результате диагностики ребёнка, определяется уровень развития этих процессов, соответствует ли он возрастной норме.
Моя работа строится исходя из того, чтобы каждый ребёнок получил ту помощь, которая ему требуется. Если он гиперактивный ему требуется одна помощь, а если он не уверен в себе, то другая. Существуют и групповые методы работы. Это занятия с детьми на сплочение, принятие друг друга, на выработку эмпатии, умение раскрыться.
– Какие наиболее интересные методы Вы используете при работе с детьми?
– На сегодня существует множество методов работы, к примеру, я использую такие как: арт-терапия – творчество различного рода. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Дети рисуют манной крупой, мыльными пузырями. Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии. Прослушивание релаксационной музыки при невротической тревоге, при агрессии. Это снимает негативные эмоции. Песочная терапия – одно из самостоятельных направлений арт-терапии, благотворно влияющих на психику не только детей, но и взрослых. Играя песком, ребёнок самовыражается, снимает эмоциональное напряжение, развивается сенсорное восприятие. Сказкотерапия – коррекция эмоционально-волевой сферы. С помощью этой терапии ребёнок может побороть страхи, скорректировать поведение.
Каждое занятие содержит релаксационные упражнения – развитие умения расслабляться и распределять силы. Кинезиологические упражнения – синхронное выполнение движений двумя руками. Оно помогает развитию межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
– Какая особенность современных детей?
– Если раньше ребёнок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Всё реже встречается полноценная сюжетно-ролевая игра, теперь, сидя за компьютером, ребёнок сам решает, с кем ему общаться, а с кем – нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой – ребёнок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми, испытывает сложности в социализации, общении.
Во всех информационных источниках проводится такая линия, что дети меняются не в лучшую сторону в связи с прогрессом. Поток информации, который сейчас увеличил нагрузку на психику ребёнка, не лучшим образом сказывается на его развитии. Ещё не созревшая психика ребёнка не готова воспринимать этот объём информации. Поэтому нужно максимально ограждать детей от ненужной информации. В жизнь внедрились компьютеры, гаджеты, интернет, телевидение. Кроме этого, на улице много рекламы, информации. Дети стали более активными – возбудимы, эмоционально неблагоприятно реагируют, часто их настроение может быть подавленным. Некоторым детям с малого возраста позволяют играть в компьютерные игры, дети проводят много времени в интернете. Длительный просмотр мультфильмов тоже оказывает отрицательное воздействие. Происходит переутомление нервной системы, перевозбуждение и другие негативные последствия. Это вызывает проблемы у родителей при общении с ребёнком.
– Какие ошибки допускают родители при воспитании детей?
– На сегодня одной из распространённых ошибок родителей при воспитание детей является гиперопека. Для неё характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребёнку, вследствие чего у него не формируется чувства ответственности, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план. «Кумир семьи» – это частный случай гиперопеки. Родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются даже самыми минимальными достижениями своего ребёнка. Это способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребёнка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии он рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности.
Часто родители, заботясь о подготовке ребёнка к школе, считают самым важным научить его читать и писать и совсем забывают об общем интеллектуальном развитии, развитии познавательных процессов и социальном развитии. Недостаточное развитие познавательных процессов в дальнейшем приведёт к проблемам в учебной деятельности. Недостаточное социальное развитие проявляется в отсутствии у детей самостоятельности и часто приводит к дизадаптации в школе.
– Дайте совет молодым родителям по воспитанию.
– Есть принцип, без соблюдения которого отношения с детьми оказываются безуспешными. Принцип этот – любовь и безусловное принятие ребёнка. Любить и принимать его за то, что он есть и вопреки всему. Любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности детей. Для некоторых проявление любви заключается в покупке игрушек и вещей, а это – не главное. Нужно как можно чаще обнимать, целовать своего ребёнка, говорить малышу, что он нужен и важен. Если он поймёт, что его любят, то и развитие у него будет благоприятное. Необходимо с рождения воспринимать своего ребёнка как личность. Общаясь с ним, понимать, что у него есть не только физиологические, но и духовные потребности. Давать возможность проявить себя, учитывать его желания. Но с определённого возраста предъявлять и требования.
Дмитрий Дыбаль
Последние новости
Новые медицинские объекты в Всеволожском районе
Губернатор Ленинградской области анонсировал важные изменения в системе здравоохранения региона.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекций в Киришах
Специалисты окажут помощь и консультации с 25 ноября по 6 декабря 2024 года.
День матери: Поздравляем наших мам!
Отметьте этот особенный день, выражая свою благодарность и любовь.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований