Руки доктора Лейлы
Небольшие женские руки — очень белые, с короткими аккуратно подстриженными ноготками — легко и уверенно управляют машиной.
Небольшие женские руки — очень белые, с короткими аккуратно подстриженными ноготками — легко и уверенно управляют машиной. «У хирурга всегда короткие ногти, – как будто зная, о чём я думаю, разглядывая её руки, говорит Лейла. – Лак не разрешается в операционной. В силу того, что в день бывает несколько операций, всегда ногти короткие и без лака».
Лейла Шахмурзаевна Горбакова – врач-гинеколог, заведующая отделением гинекологии № 1 института скорой помощи имени И.И. Джанелидзе.
НИИ Джанелидзе – одно из основных лечебных и научных учреждений России, входящих в лидеры по оказании экстренной, неотложной и специализированной помощи. Огромное многоэтажное здание на Бухарестской производит несколько гнетущее впечатление, а, попадая внутрь, даже впадаешь в уныние, когда видишь бесконечное движение каталок, непрерывный поток посетителей, физически ощущаешь концентрацию боли и страдания. Так я стояла в вестибюле института, опрокинутая в грустные мысли, пока не увидела стремительно приближающееся по коридору солнце в белом халате. Это не преувеличение. На расстоянии я почувствовала яркий всплеск энергии, который несла с собой Лейла, улыбаясь не только губами и глазами, но всем лицом.
— Вы же сами понимаете: вот заглянула Лейла в кабинет, и вошло солнышко, – сказал в разговоре со мной, подтверждая моё первое впечатление, коллега доктора Горбаковой и её начальник, руководитель отдела гинекологии института, доцент Николай Рухляда. — Я совершенно спокоен за судьбу всех пациенток, которые попадают на отделение № 1, и иногда позволяю себе такую вольность — не зайти туда. Знаю, что Лейла Шахмурзаевна мне с утра всё расскажет, посоветуется, если надо, хотя сама она вполне опытный врач и я могу на неё полагаться на все 100 процентов.
В этот день Николай Николаевич должен был оперировать, а ассистировала ему Лейла Шахмурзаевна. «Входить в операционную с человеком, к которому нет стопроцентного доверия, наверное, просто невозможно?» – думала я, наблюдая, как врачи готовятся к операции. Тщательно, по локоть, вымыть руки, продезинфицировать их, затем надеть стерильные бахилы, халаты, шапочки, маски.
– У меня с Лейлой Шахмурзаевной всегда стопроцентное понимание, речь даже не идёт о том, что у нас может быть конфликт, что Вы! Такого слова не может быть между нами. Речь идёт о том, что мы всегда на одной волне, и я исключительно уважаю и люблю этого человека, – закончил начатый в кабинете разговор доктор Рухляда.
Так, настроенные на одну волну милосердия, врачи вошли в операционный зал.
Я, облачённая во всё стерильное, стояла у входа. Мне было позволено наблюдать за происходящим, но издалека. Операция, по словам профессионалов, была несложная – лапароскопическая, никаких разрезов и крови. Все хирургические манипуляции – через прокол в животе, в который вводят зонд с инструментом.
Я, не отрываясь, наблюдала за руками врачей. Скупые в своей рациональности движения завораживают, а ведь о них не скажешь, что они прекрасны, это же не взмах тонких пальцев пианиста над клавишами. И всё же руки в перчатках, с хирургическими инструментами выглядят не менее магически. Поскольку они вершат великое таинство, они избавляют от страдания и болезни, а руки хирурга-гинеколога ещё и причастны к миссии продолжения рода.
– Я очень люблю своих пациенток. Я очень люблю, когда они звонят мне из родильных домов и говорят, что у НАС родился малыш. Особенно, когда мы долго к этому идём, и одним из этапов лечения является хирургический этап.
И венец всему этому — дети, – говорит Лейла Шахмурзаевна.
А вот что говорит одна из её благодарных пациенток:
«Выражаю огромную благодарность врачам и медсёстрам отделения гинекологии 11 этажа НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе!!! Профессионализм и внимательное отношение – вот что я видела, находясь после операции на отделении. Заведующая отделением – Горбакова Лейла Шахмурзаевна – произвела на меня и других больных НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Она всегда выслушивает любые вопросы пациентов, внимательна к мелочам, иногда даже заставляет улыбаться, когда совсем плохо и охватывает отчаяние, а её работа без сомнений вызывает исключительно восхищение и уважение! Считаю, что мне очень повезло, что я попала к этим профессионалам».
Ещё с одной пациеткой доктора Горбаковой я познакомилась в театре «Балтийский Дом». Наталья и Лейла – добрые приятельницы и заядлые театралки – пришли на спектакль «Осенний марафон». В антракте, за чашкой кофе, подруги обсуждали неожиданную трактовку пьесы, я присоединилась к дамам и повернула разговор в другое русло.
Наталья Владимировна Кузьмина – доцент кафедры органической химии университета имени Герцена, преподаватель химии, познакомилась с Лейлой Шахмурзаевной лет 15 назад. Она попала в НИИ скорой помощи с неудачной беременностью. Наталья даже не думала, что такая несчастливая ситуация поможет приобрести близкого ей человека. Беременность в тот раз, к сожалению, закончилась выкидышем. Но женщины продолжали созваниваться, потом выяснилось, что обе любят театр, стали вместе бывать на спектаклях.
– В какой-то момент я поняла, что не отпущу эту женщину из своей жизни. Она стала очень близким, буквально родным для меня человеком. Именно Лейла помогла мне выносить мою дочку Светланку, которая в этом году уже пойдёт в школу. И сейчас я уже снова беременна второй доченькой, – рассказывает Наталья Кузьмина.
– Что Вас притягивает в Лейле, кроме того, что она прекрасный врач?
– Сложно разложить по полочкам. Просто чувствуешь иногда, что это твой человек. Это знаете, как в «Истории любви» Эрика Сигала Дженнифер говорит Оливеру, что она не может разложить по полкам свои чувства. Есть его качества, как спортсмена, есть как красивого мужчины, есть, как талантливого адвоката, но она любит его всего и только так она может выразить своё к нему отношение. И тут точно также, очень цельное отношение к человеку, который безумно красив внешне и внутренне, целиком этот человек мой. Ну и, безусловно, её руки! Красивые и талантливые. Есть выражение «золотые руки». Наверное, другого ничего и не придумать, этим всё сказано.
– Лейла тёплый человек?
– Да, очень, очень. Я недавно приводила на консультацию к Лейле Шахмурзаевне свою научную руководительницу, она ушла в полном восторге, говорит: «Настолько огромное доверие сразу же возникает к человеку как к врачу, как специалисту и просто, как к человеку. С первых минут разговора, с первого взгляда, интонации…» Я за десять лет уже привыкла к такому дару небес, а моя научная руководительница была очень неожиданно удивлена, она сказала, что таких врачей уже не осталось. И по профессионализму, и по отношению к пациенту.
С пациентами соглашаются и коллеги Лейлы. Высочайшего мнения о профессиональных и человеческих качествах доктора Горбаковой директор института скорой помощи им. Джанелидзе, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Валерий Парфёнов:
– Она очень энергичная женщина! Лейла Шахмурзаевна постоянно заботится о своих сотрудниках. Я неоднократно приходил в операционную, смотрел. Она замечательный хирург-гинеколог. Замечательный хирург! Она лёгкая по жизни и у неё лёгкая рука. Это очень важно для врача. Больные выздоравливают после её операций.
Валерий Евгеньевич убеждён, что врач обязательно должен быть добрым, он должен уметь уговорить пацента. Убедить его довериться хирургу. Настроить на выздоровление. И Лейла полностью соответствует его взглядам:
– Лейла не относится к категории жёстких хирургов. Совсем нет. Но она требовательная. Ведь к нам поступают разные пациенты, особенно в её отделение. В том числе, и бомжи, и наркоманки. У них очень много гинекологических проблем, вот в беседе с ними она очень требовательная. Она прекрасный врач и очень добрый человек. Это идеальное сочетание.
После операции Лейла сидит в своём кабинете, больше похожем на цветочную оранжерею из-за обилия букетов. Видно, что она устала, но при этом она мила и радушна. Маленькие руки с коротко стрижеными ногтями, руки доброй волшебницы, возращающей надежду на самое сокровенное, спокойно лежат на столе.
— Я с самого-самого детства хотела быть врачом. Честное слово. Вот сколько я себя помню с трёх, с четырёх лет… Я даже испортила мамин ридикюль. Она у меня была женщина с великолепным вкусом, с дорогими аксессуарами. У неё была белая кожаная сумочка. Я туда положила нож для масла, как скальпель, положила зелёнку и отправилась лечить соседей. Но я не это помню, я помню, что получила нагоняй за то, что разлила зелёнку в маминой дорогой сумке, – смеётся Лейла. — Я уже двадцать лет в хирургии. Большую часть проработала в гинекологии, меньшую – в акушерстве. Я не работала в амбулаторном звене ни одного дня, и я очень счастливый человек в профессии, очень её люблю и всегда с удовольствием иду на работу. Пожалуй, можно сказать, что я счастлива…
В дверь стучат, входит женщина, просит разрешения поговорить. Я выхожу из кабинета, и, не прощаясь, чтобы не отвлекать Лейлу на проводы, ухожу. День близился к полудню, у заведующей отделением были запланированы ещё десятки дел.
« Второй человек после Бога
Был, есть и останется врач».
Это, безусловно, и о моей героине. С добрыми, тёплыми, лёгкими, талантливыми, золотыми руками – о докторе Лейле. Хирурге-гинекологе, заведующей отделением гинекологии №1 НИИ скорой помощи имени И.И. Джанелидзе, кандидате медицинских наук Лейле Шахмурзаевне Горбаковой.
Алёна РЫБАКОВА
Последние новости
Научная конференция: Обмен опытом и знаниями
Ведущие специалисты собрались для обсуждения актуальных вопросов.
Осенняя встреча ветеранов спорта в Выборге
Традиционное мероприятие собрало около 50 спортсменов из Выборгского района.
Божественная литургия в Выборге: хиротонии новых священнослужителей
В храме Преображения Господня прошла значимая церемония рукоположения.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку